Автор Тема: Рассмотрение всех доводов против Личности Духа Святог  (Прочитано 9496 раз)

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Решил создать данную тему с тем, чтобы можно было рассмотреть ВСЕ существующие аргументы и доводы, которые выдвигают сегодня "свидетели Иеговы" (далее СИ) против учения о Личности Духа Святого. Я буду выкладывать сюда рассмотренные аргументы по мере их поступления и рассмотрения их в свете Священного Писания.

Любой, кто желает, может дополнять или опровергать то, что я буду писать. Только прошу это делать КОНСТРУКТИВНО! Также можно приводить для рассмотрения новые аргументы.

Итак, мне за последнее время, общаясь со СИ, пришлось столкнуться со следующими двумя доводами против Личности Духа Святого -


1. Дух Святой назван СИЛОЙ (см. Деян. 1:8, потому Он не может быть Личностью, потому как Личность не может называться "силой"!

2. Дух Святой, в греческом Новом Завете, стоит в среднем роде, следовательно, Он не может считаться за Личность!


Итак, рассмотрим далее эти два, часто выдвигаемых довода.
« Последнее редактирование: October 03, 2013, 11:14:45 PM от Дмитрий »

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Аргумент №1: Дух Святой, в греческом Новом Завете, стоит в среднем роде, следовательно, Он не может считаться за Личность!


Относительно, Духа Святого в Новом Завете (далее НЗ) применяется греческое слово ПНЕУМА (НЗ писался на греческом языке).

Знакомые нам библейские тексты из НЗ, такие как -

Цитировать
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(Иоан.14:16,17)

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
(Иоан.15:26)

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
(Иоан.16:13)


....ясно говорят о Духе Святом. Особенно обратите внимание на Иоан. 14:26, где Утешителя прямо называют Духом Святым. С этим согласятся даже СИ..

Если мы посмотрим вышеприведенные тексты Писания в греческом НЗ (например в подстрочнике), то можем увидеть, что слово ДУХ в этих текстах переведено с греческого слова ПНЕУМА и стоит оно в СРЕДНЕМ РОДЕ.

В этом можно убедиться, обратившись....

....вот сюда http://manuscript-bible.ru/index.htm
....или вот сюда http://biblezoom.ru/

Итак, действительно, Дух Святой, точнее слово ДУХ в греческом НЗ используется в среднем роде. Любой честный человек не может это отвергнуть, но должен это признать и согласиться с этим.

Вопрос в другом - говорит ли это о том, что Дух Святой не Личность, раз слово ДУХ (пнеума) используется в среднем роде?

Для СИ это убедительный и сильный аргумент почему-то. Но! Давайте посмотрим кое-что еще, прежде чем сделаем какие-либо выводы.


Во-первых,

В греческом языке НЗ используется слова ТЕКНОН и ПАЙДОН, которые означают - дитя, ребенок, младенец, чадо (см. например в Мк. 9:36 и в От. 12:5 в Синоадальном и в подстрочнике). Оба эти слова СРЕДНЕГО РОДА. Но, никто не сделает из этого вывод, что речь идет не о личности. Кто-то может подумать или сказать, что мол, речь тут о ребенке идет. Но, это ничего не меняет, т.к. ребенок тоже личность и я показываю сейчас на основании греческого языка НЗ, что в НЗ эти слова стоят в среднем роде и применительно к личности, хотя и к "малой", т.е. к ребенку. Далее.


Во-вторых,

Слово ПНЕУМА-ДУХ в НЗ используется не только применительно к Духу Святому, но и ....

...к человеку, когда говориться о человеческом духе (например - 1Фесс. 5:23),

...и применительно к ангелам (например - Евр. 1:14),

...и даже применительно к Богу (например - Ин. 4:24).

Сказать, что в этих случаях речь идет о личностях, хотя используется точно тоже самое греческое слово ПНЕУМА и в том же роде, что и по отношению к Духу Святому, а в отношении Духа Святого, когда это слово используется, означает уже не личность, будет просто нечестно и непоследовательно с нашей стороны.

Итак, какой мы можем сделать вывод из этого всего?

ВЫВОДЫ

1. Слово ПНЕУМА действительно используется в среднем роде по отношению к Духу Святому.

2. Употребление слова ДУХ в греческом среднем роде, не может быть достаточным и убедительным основанием для того, чтобы не считать Духа Святого за Личность. Потому как, точно также это слово в этом же роде употреблено и в отношении человека, и в отношении ангелов и даже Бога.

3. Нужно приводить другие аргументы (если такие имеется), говорящие о том, что Дух Святой не Личность.


Рассмотрим далее второй аргумент против Личности Духа Святого.
« Последнее редактирование: October 03, 2013, 11:38:31 PM от Дмитрий »

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Аргумент №2: Дух Святой не может быть личностью, потому как Он называется в Библии "силой". Например - в Деян. 1:8.


Насколько это действительно так и правильный ли это вывод?

Во-первых,

Если кого-либо назвали СИЛОЙ, то это еще ничего не говорит о ЛИЧНОСТНОСТИ того, кого так назвали. Если я, видя, скажем, какого-то силача, поднимающего машину, и говорю в восхищении - "вот это СИЛА!" - то неужели я говорю что-либо о том, личность ли он или нет? Конечно, нет! Речь идет лишь о той физической мощи, которую демонстрирует тот силач, и ничего больше! И, конечно же, будет абсурдно думать, что тот силач не личность, потому как его назвали СИЛОЙ. :)

Кроме того, в Библии мы можем найти ряд следующих интересных текстов -

Цитировать
СИЛОЙ НАЗВАН БОГ

14 Господь - сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
(Пс.117:14)

СИЛОЙ НАЗВАН СЫН БОЖИЙ

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
(1Кор.1:23,24)

СИЛОЙ НАЗВАН ЧЕЛОВЕК

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
(Деян.8:10)


Можем ли мы сказать, что названные СИЛОЙ в этих текстах и Бог, и Христос, и человек, НЕ являются ЛИЧНОСТЯМИ? Нет, конечно! А почему, ведь они же названы СИЛОЙ? Да, они так названы, но, если смотреть в контексте, то мы видим, что все три проявляют себя как личности - говорят, действуют, видят, слышат и т.д. Другими словами, мы считаем всех трех за личности, не смотря на то, что все три названы СИЛОЙ, даже не смотря на то, что нигде в Писании прямо не написано, что они есть личность! Мы считаем их таковыми потому, что они проявляют признаки личности.

Итак, какие мы уже можем сделать с вами выводы из этих рассуждений?

ВЫВОДЫ

1. То обстоятельство, что если Духа Святого где-то в Писании называют СИЛОЙ, еще ничего не говорит о том, личность ли Он.

2. Если Дух Святой есть личность, то -

а) ....либо об этом должно быть прямо сказано в Писании

б) ....либо должны быть представлены в Писании признаки, проявляемые Духом Святым, характерные личности.


Если то или другое есть (либо и то и другое вместе), то Дух Святой действительно есть Личность. Если ничего такого в Писании не обнаруживается, тогда и вывод противоположный первому.


Во-вторых,

Что касается Деяния 1:8.

Вот этот текст Писания -

Цитировать
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8

СИ считают, что Дух Святой назван тут СИЛОЙ. А действительно ли это так? А может тут речь о другом идет? Если даже согласиться и допустить, что тут Дух Святой так назван, то что из этого следует, мы уже с вами выше рассмотрели. Но, я думаю, что тут другое говорит Христос. Я думаю, что тут речь идет вот о чем -

Дух Святой в этих словах НЕ НАЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ, но Дух Святой НАДЕЛИТ учеников Христа СИЛОЙ, чтобы они были свидетелями о Нем до края земли.

Я не буду проводить экзегетику данного стиха, т.к. даже если я не прав и Дух Святой тут назван силой, то это ничего не говорит о Его Личностности. Кроме того, хочу предложить вам взглянуть на этот же текст в подстрочнике - http://manuscript-bible.ru/index.htm
Вот дословный перевод этого стиха с указанного подстрочника -

Цитировать
но получите силу пришедшего - Духа Святого на вас, и будете Мои свидетели....

Вы поняли? Очевидно, что Дух Святой не силой тут назван, но Он выступает тут в качестве ИСТОЧНИКА этой силы, которой он наделит учеников Христа, чтобы они были свидетелями Иисуса до края земли.

ВЫВОДЫ

1. Если допустить, что в Деян. 1:8 Дух Святой назван СИЛОЙ, то это еще не повод заключить, что Он не личность.

2. Скорее всего, что в этом тексте идет речь о том, что Дух Святой ДАЕТ силу ученикам Христовым, чтобы они могли быть свидетелями о Спасителе. По крайней мере, такая точка зрения подтверждается греческим подстрочником.

==========================================


Итак, вспомним еще раз рассмотренный аргумент о том, что Дух Святой якобы не личность. Вот он, еще раз -

Дух Святой не может быть личностью, потому как Он называется в Библии "силой". Например - в Деян. 1:8.

Можем ли мы согласиться с этим? Нет, конечно. Потому что, вряд ли, что в Деян. 1:8 Дух Святой называется СИЛОЙ, скорее, ИСТОЧНИКОМ СИЛЫ, а если и называется, то это не опровергает учение о Его Личностности.
« Последнее редактирование: October 04, 2013, 01:06:49 AM от Дмитрий »

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Рассмотрим следующий аргумент, который был выдвинут против доктрины о Личности Духа Святого.

Аргумент №3: Еврейское РУАХ означает лишь ВЕТЕР И ДЫХАНИЕ

Суть данного аргумента в том, что Дух Святой не может быть Личностью, потому как еврейское слово РУАХ означает лишь ВЕТЕР И ДЫХАНИЕ.

Давайте рассмотрим это утверждение, насколько оно верно.

Сразу нужно сказать, что ортодоксальное Христианство никогда не считало Духа Святого за Личность на том основании, что к Нему относиться слово РУАХ в ВЗ и слово ПНЕУМА в НЗ. Христиан убеждают в этом совершенно другие утверждения Библии о Духе Святом, на основании которых они верят в Личностность  Духа Святого. Но сейчас я не буду об этом говорить, т.к. у нас другая тема тут. Просто посчитал важным это сказать, чтобы читающий это знал.

Теперь давайте обратимся к древнееврейскому языку на котором писался ВЗ и постараемся выяснить значения слова РУАХ.

Впервые слово ДУХ в ВЗ встречается в Быт. 1:2, где говориться, что "Дух Божий носился над водой".

Слово ДУХ в этом тексте, это перевод с еврейского РУАХ.

Обратимся к словарям по древнееврейскому языку для выяснения значения этого слова.

1. Словарь Якова Стронга.

Согласно данного словаря, слово РУКАХ имеет следующие значения - 1. дух; 2. ветер, дуновение;  3. воздух;  4. дыхание.
Как видим, по данному словарю, слово РУАХ означает не только ВЕТЕР и ДЫХАНИЕ, но и ДУХ и ВОЗДУХ.

2. "Еврейский и халдейский этимологический словарь
к книгам Ветхого Завета", составил инспектор Виленского Еврейского Учительного Института О.Н.Штейнберг, Вильна 1878.


На страницах 442-443 данного словаря, слово РУАХ имеет следующие значения -

1. воздух, ветер; 2. сторона света; 3. дыхание; 4. душа, жизненная сила; 5. дух, в значении "существо бестелесное" (именно в этом значении, по мнению Штейнберга, применяется это слово в Быт. 1:2).

Других словарей на русском языке по древнееврейскому языку ВЗ я не нашел. Но, думаю, представленных достаточно. Особенно если учитывать еще и то обстоятельство, что эти словари широко используются в русскоговорящих странах при изучении ВЗ.

Итак, мы видим, что древнееврейского слово РУАХ, имеет довольно широкий ряд значений и не ограничивается лишь ВЕТРОМ и ДЫХАНИЕМ.

Чтобы определить, какое же значение из представленных в словарях, правильно будет использовать, определяется КОНТЕКСТОМ, где слово РУАХ встречается в ВЗ. Хотя это не единственное правило, но очень важное.

ВЫВОДЫ

1. Христиане не считают Духа Святого за Личность на том основании, что к нему применяется еврейское слово РУАХ. Есть другие веские основания в Библии, которые показывают нам, что Дух Святой есть Личность.

2. Нужно согласиться, что слово РУАХ имеет значения ВЕТЕР и ДЫХАНИЕ. Но, нельзя согласиться, что это единственные значения данного слова. Значение слова РУАХ устанавливается, прежде всего, контекстом, где это слово встречается в ВЗ.

3. Утверждение, что Дух Святой не может быть личностью на том основании, что к Нему применено еврейское РУАХ, непросто неверно, но и невежественно.