Исторический раздел > Учения отцов Церкви I - IV века

О Боге, о Христе, о Духе Святом и о Триединстве Бога

<< < (2/5) > >>

Дмитрий:
Иреней Лионский (130-200 гг. по Р.Х.),
«Доказательства апостольской проповеди»


Абзац 60. Словами же: «Он не основании мнений будет судить и не на основании слов будет обличать, но даст смиренному правый суд и умилосердится над страдальцами земли», он более указывает на Его божественность. Ибо вынести суд без лицеприятия, без оказания чести знатному, скорее же воздать смиренному подобающее и равное – это сообразно с высочайшей праведностью Божией. Ибо Бог ни от кого не потерпел (влияния) и не имел (ложного) сострадания, и милосерд только к праведному. Милость же совершенно особенным образом свойственна Богу, Тому именно Богу, Который благодатью может спасти и Который словом поражает землю и одним словом умерщвляет безбожников; все это принадлежит Богу, Который совершает все словом...

Абзац 61. Что касается единения, согласия и мира между разнородными и по своей природе противоположными и враждебными животными, то пресвитеры говорят, что это действительно будет при втором пришествии Христа, когда Он будет владычествовать над всеми. Ибо этим он указывает в символическом образе собрание в мире и согласии, во имя Христа, одинаково настроенных людей различного неподобного происхождения. В этом соединении праведные сравниваются с волами и с агнцами и с козлами и с детьми, когда им не причиняют никакого вреда те, которые прежде вели себя по своим насилиям подобно диким зверям, как мужчины, так и женщины, так что некоторые из них сделались подобными волкам и львам, потому что они грабили слабых и с подобными себе вели войну, а женщины сделались подобными пантерам и ехиднам, которые своим смертоносным ядом или своею алчностью способны были умерщвлять даже дорогих им. (Все такие), сошедшись в Мое (т.е. Христа) имя, благодатью Божьей получат правые нравы, изменив свою дикую и неукротимую природу. Это и теперь произошло; ибо те, которые прежде были злодеями, так что не могли пропустить ни одного преступного дела, после того как научились знать Христа и уверовали в Него, сделались совершенно верующими и изменились, так что не отступали от самой строгой нравственности. Столь великое изменение производит вера во Христа, Сына Божия, в верующих в Него. И если он говорит: «Он восстает владычествовать над народами», то это значит, что Он должен умереть и воскреснуть, чтобы исповедали и уверовали в Него, как Сына Божия, как Царя. Поэтому он также говорит: «И восстание его будет славно»; славно потому, что Он прославлен как Бог, когда воскрес.

Абзац 62. Поэтому пророк опять говорит: «В тот день я восстановлю скинию Давидову падшую» (Ам.9:11). Этим он ясным образом обозначает, как мы прежде указали (гл. 38), родившуюся от Давида плоть Христа, которая по смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божьим, – так и то, что Он умрет и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог и таким образом явится как судья всего мира и что Он один творит правду и есть Спаситель, – все это Писание возвещает этими словами.

Абзац 99. Не должно представлять Бога Отца отличным от нашего Творца; они презирают Бога сущего и делают себе божеством несущее. Они создают себе Отца, далеко превосходящего нашего Творца; они думают, что таким образом они нашли что-то более великое, чем истина. Все такие суть нечестивцы и хулят своего Творца и Отца, как мы показали в опровержении и обличении ложно называемого гносиса. Другие не придают никакого значения снисществию Сына Божия и домостроительству Его воплощения. которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что чрез это должно осуществиться совершенство нашего человечества, как мы показали тебе в немногих положениях. И такие должны быть причислены к маловерам. Иные опять не принимают даров Духа и отвергают пророческие дарования, чрез восприятие которых человек делает свою жизнь плодоносною в Боге. Это – те, на которых указал Исайя: «Ибо они будут, – говорит Бог, – как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды» (Ис.1:30). Такие совершенно не годны для Бога, потому что они не могут приносить никакого плода.

Абзац 100. Таковы лжеучения относительно трех положений нашей печати, далеко уклонившиеся от истины. Ибо они (лжеучители) или хулят Отца или отвергают Сына, так как учат против домостроительства Его воплощения, или не принимают Духа, т.е. хулят пророчества. Всех таких мы должны остерегаться и избегать их нравов, если мы действительно желаем быть угодными Богу и получить от Него спасение.

(Продолжение следует)

Дмитрий:
Иреней Лионский (130-200 гг. по Р.Х.), книга «Обличение и опровержение лжеименного знания» (Против ересей).




КНИГА ПЕРВАЯ


Глава X.

1. Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все домостроительство Божие и пришествие и рождение от Девы, и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить все» (Еф.1:10) ...

2. Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, – как я сказал, – тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имеет одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но как солнце – это творение Божие во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих придти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением, ибо никто не выше Учителя, – ни слабый в слове не умалит предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет.



КНИГА ТРЕТЬЯ


Глава VI

1. Итак ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог, и не назвали бы произвольно кого-либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием, как говорится в словах: «Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, пока сделаю врагов Твоих подножием ног Твоих» (Пс.109:1). Здесь (Писание) представляет, что Отец говорил Сыну: Он дал Ему наследие народов и покорил Ему всех врагов. Посему, когда Отец истинно есть Господь, и Сын истинно есть Господь, то справедливо Дух Святый обозначил Их наименованием Господа. И ещё, при истреблении содомлян, Писание говорит: «И одождил Господь над Содомом и Гоморрою огонь и серу от Господа с неба» (Быт.19:24). Здесь оно показывает, что Сын, Который и беседовал с Авраамом, получил от Отца власть судить содомлян за их развратность. Подобным образом говорится: «Престол Твой, Боже, (пребывает) во век, жезл царства Твоего есть жезл правды. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и потому Тебя помазал Бог, Бог Твой» (Пс.44:7). Ибо Дух обоих обозначил именем Бога и помазуемого Сына и помазующего, т. е. Отца. И ещё: «Бог стал в собрании богов и судит посреди богов» (Пс.81:1). Здесь говорится об Отце и Сыне и о тех, которые получили усыновление; последние же суть Церковь. Ибо она есть собрание Божие, которое Бог, т. е. Сам Сын собрал чрез Себя Самого. О Нем опять говорит: «Бог богов Господь говорил и призвал землю» (Пс.49:1). Какой Бог? Тот, о Котором сказал: «Бог явно приидет, Бог наш, и не будет молчать» (Пс.49:3), т. е. Сын Божий, Который открыто пришел к людям, и Который говорит: «Я открыто явился тем, которые не ищут Меня» (Ис.65:1). Каких же богов (Он Бог)? Тех, которым говорит: «Я сказал – вы боги и все сыны Вышнего» (Пс.81:6), т. е. получившим благодать усыновления, по которой мы взываем: Авва, Отче» (Рим.8:15).

2. Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, Который также говорил Моисею: «Я есмь Сущий. И скажи сынам израилевым так: Сущий послал меня к вам» (Исх.3:14), и кроме Его Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими. И ещё, обращаясь к Моисею Сын говорит: «Я сошел избавить этот народ» (Исх.3:8). Ибо Кто сошел, Тот же и восшел, для спасения людей. Итак, чрез Сына, Который есть во Отце и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца. Как и Исаия говорит: «И я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого я избрал, чтобы вы знали и веровали и разумели, что Я есмь» (Иc. 43, 10).


Глава IX

1. Когда таким образом здесь достаточно показано, а в последствии ещё более уяснится, что ни пророки, ни Апостолы, ни Господь Христос в Своем лице не признавали никакого другого Господа или Бога, а только собственно Бога и Господа, ибо пророки и Апостолы признавали Отца и Сына, и никого другого не называли Богом и не исповедали Господом, а Сам Господь преподал Своим учеником только об Отце Боге и Господе, Который Один есть Бог и Владыка всего, то нам должно, если мы их ученики, следовать их такого рода свидетельствам. Ибо апостол Матфей, зная одного и того же Бога, Который дал обещание Аврааму сделать семя его как звезды небесные. Который чрез Сына Своего Христа Иисуса призвал нас от поклонения камням к познанию Его, дабы «кто был не народ, стал народом и не любимая стала возлюбленною» (Рим.9:25; Ос.1:10 и 2, 23), – говорит, что Иоанн, уготовлявший путь Христу, тем, которые хвалились плотским родством (с Авраамом), но имели ум превратный и исполненный всякого зла, проповедовал покаяние, которое бы отвратило их от зла, и говорил: «порождения ехиднины! Кто указал вам бежать от грядущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорит в себе самих: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Mф. 3, 7—9). Он проповедовал им покаяние (и удаление) от зла, но не возвещал другого Бога, кроме Того, Который дал обещание Аврааму, – он предтеча Христов, о котором Матфей согласно с Лукою говорит: «он тот, о котором Господь сказал чрез пророка: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Бога нашего. Всякая долина да наполнится, и всякая гора и холм да унизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие» (Mф. 3, 3). Итак, Один и Тот же Бог, Отец Господа нашего, Который и обещал чрез пророков послать Предтечу и сделал видимым спасение Свое, т. е. Слово Свое, Которое и воплотилось, дабы во всем был виден Царь их. Ибо необходимо, чтобы судимые видели Судию и знали того, кем судятся, и получающие славу должны знать того, кто дарует им дар славы.

2. Ещё Матфей об Ангеле говорит так: «Ангел Господа явился во сне Иосифу (Mф. 1, 20); какого Господа, он сам объясняет: «да сбудется реченное Господом чрез пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего (Mф. 2, 15). Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит – с нами Бог» (Mф. 1, 23). Об этом Эммануиле от Девы Давид сказал: «не отврати лица твоего Христа (помазанника). Господь клялся Давиду истиною и не презрит его: плод чрева твоего поставлю на престоле твоем» (Пс.131:10, 11). И ещё: «Бог ведом в Иудее; Его место стало в мире (Салиме) и Его жилище в Сионе» (Пс.75:2). Итак один и тот же Бог, проповедуемый пророками и возвещенный Евангелием, и Его Сын, Который от плода чрева Давидова, т. е. от Девы Давидовой, и Эммануил, и о Его-то звезде пророчествовал Валаам: «воссияет звезда от Иакова и восстанет вождь во Израиле» (Чис.24:17). Матфей же говорит, что волхвы, пришедшие с востока, сказали: «мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» (Mф. 2, 2), и приведенные звездою в дом Иакова к Эммануилу, они показали принесенными ими дарами, кому они покланялись: принесли мирру, потому что Он был Тот, Который имел умереть и быть погребенным за смертный род человеческий, золото, потому что Он Царь, «коего царству нет конца» (Лк.1:33), – ладан, потому что Он Бог, Который «стал ведом в Иудее» (Пс.75:2) и «открылся тем, которые не искали Его» (Ис.65:1).

3. Ещё о крещении Его Матфей говорит: «открылись небеса и Он увидел Духа Божия, Который как голубь, сходил на Него. И вот глас с неба, глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Mф. 3, 16). Не Христос сходил тогда на Иисуса, – и не другой есть Христос, а другой Иисус; но Слово Божие, Спаситель всех, Владыка неба и земли, Который есть Иисус, как я прежде показал, принявший плоть и помазанный от Отца Духом, стал Иисус Христос, как говорит и Исаия: «произойдет ветвь от корня Иессеева, и цвет взойдет от его корня, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости, и разума, Дух совета и силы, Дух знания и благочестия и наполнят Его Дух страха Божия. Он будет судить не по славе, и обличать не по речи, но Он даст суд правый смиренному (человеку) и обличит славных земли» (Ис.11:1 и пр.). И ещё Исаия, прорекая о помазании Его и для чего Он был помазан, говорит: «Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня: Он послал Меня благовествовать смиренным»10), исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным отпущение и слепым прозрение, возвестить благоприятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих»(Ис.61:1 и пр.). Ибо, потому, что Слово Божие было человек от корня Иессеева и сын Авраама, потому и почил на Нем Дух Божий, и Он был помазан для благовествования смиренным. Поелику же Он был Бог, то судил не по славе и обличал не по речи; ибо «Ему не нужно было, чтобы кто свидетельствовал Ему о человеке, когда Сам Он знал, что было в человеке» (Ин.2:25). Он призывал всех скорбящих и, даруя отпущение тем, которые грехами были приведены в плен, разрешал их от уз, о которых говорит Соломон: «каждый связывается путами своих грехов» (Притч.5:22).

Дмитрий:
Иреней Лионский (130-200 гг. по Р.Х.), книга «Обличение и опровержение лжеименного знания» (Против ересей).




КНИГА ТРЕТЬЯ


Глава XII

9. И сам Павел – после того, как Господь говорил ему с неба и показал, что он преследует своего Владыку, преследуя Его учеников, и послал к нему Ананию, чтобы ему прозреть и креститься, – «проповедовал – говорится – в синагогах в Дамаске со всяким дерзновением об Иисусе, что Он есть Христос Сын Божий» (Деян.9:20). Это есть таинство, которое, как он говорит, было возвещено ему чрез откровение, именно, что пострадавши при Понтии Пилате есть Господь всего, Царь, Бог и Судия, получивший власть от Бога всего, потому что «был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Флп.2:8.


Глава XIII

1.…Петр, поэтому, был апостолом Того же Бога, Коего и Павел, и Кого Петр возвещал у обрезанных как Бога и Сына Божия,


Глава XV

3. Но возвратимся к прежнему рассуждению. Когда ясно показано, что бывшие проповедники истины и апостолы свободы никого иного не называли Богом и не именовали Господом, кроме только истинного Бога Отца и иго Слова. господствующего во всем, тогда ясно должно оказаться, что они исповедали Господом Богом Творца неба и земли, Который говорил с Моисеем и дал ему уложение закона, Который называл отцев, и никого другого не знали. Итак, учение и Апостолов и учеников их относительно Бога стало очевидно из их слов.


Глава XVI

7. Ибо Он исполняет богатую и многую волю Отца, так как Он есть Спаситель спасаемых, и Господь находящихся под Его господством, и Бог созданных вещей, и Единородный (Сын) Отца, и Христос предвозвещенный, и Слово Божие воплотившееся, когда пришла полнота времени, в которое Сыну Божию надлежало сделаться Сыном Человеческим.



КНИГА ПЯТАЯ


Глава XIV

3. Если кто скажет, что плоть Господа потому была различна от нашей плоти, что она не имела греха и не обрелось обмана в Его душе, а мы грешники, то скажет справедливо.


Глава XVII

3.Итак, отпуская грехи, Он исцелил человека и явно показал, кто Он. Ибо, если никто не может отпускать грехи, кроме одного Бога, а Господь отпускал их и исцелял людей, то ясно, что Он был Слово Божие, сделавшееся Сыном Человеческим, и от Отца получил власть отпускать грехи, и что Он есть человек и вместе Бог, чтобы, как человек, Он сострадал нам, а, как Бог, милосердовал о нас и отпускал нам долги наши, которыми мы должны Богу Творцу нашему. И поэтому Давид предрек: «блаженны те, коих неправды отпущены и грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменил греха» (Пс.31:1–2), предуказывая отпущение (грехов), последующее чрез Его пришествие, – отпущение, чрез которое Он и истребил рукописание «долга нашего и пригвоздил его ко кресту» (Кол.2:14), дабы как чрез древо мы стали должниками пред Богом, чрез древо же получили отпущение долга нашего.[/i]


Глава XXXI

2.Итак, если Госиодь соблюл закон мертвых, чтобы быть первородным из мертвых и пробыл до третьего дня в преисподних местах земли, а потом, восстав во плоти, так что даже показал ученикам следы гвоздей, так и взошел к Отцу: то как не постыдятся те, которые говорят, что «преисподние места земли» – это есть окружающий нас мир, и что внутренний человек их, оставляя здесь тело, восходит в пренебесное место? Ибо, когда Господь «ходил среди тьмы смертной» (Пс.22:4), где были души умерших, а потом телесно воскрес и после воскресения вознесся: то очевидно, что и души учеников Его, ради которых Господь и делал это, пойдут в невидимое место, назначенное им от Бога, и там пробудут до воскресения в ожидании Его, потом же восприняв тела и вполне воскресши, т. е. телесно, как и Господь воскрес, так и пойдут в присутствие Божие. «Ибо никакой ученик не выше учителя своего; но и усовершенствовавшись будет всякий как учитель его» (Лк.6:40). Посему как Учитель наш не тотчас излетел и отшел (на небо), но ожидая определенного Огцем времени Своего воскресения, которое было означено также чрез иону, после трех дней воскрес и вознесся, так и мы должны ожидать назначенного Богом времени нашего воскресения, предвозвещенного пророками, и, так воскресши, вознестись, сколько Господь найдет достойными сего14).

Дмитрий:
Климент Римский (?-101 гг. по Р.Х.),
«Второе послание к Коринфянам».



Глава I

Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых (Ин.5:22,27; Деян.10:42; 17:31; 2 Тим.4:1), так как и о своем спасении мы не должны думать мало; ибо если мы мало думаем о Нем, то и получить надеемся мало.



«Первое окружное послание»



Глава XIII.

О братья возлюбленные! Всякий пусть назидает и утверждает братий в вере, потому что один есть Бог: это ясно и известно. Еще и то хорошо, – чтобы никто не завидовал ближнему своему. Опять и это добро и благопристойно, – чтобы служащие Господу в страхе Божьем чествовали и всех, служащих Богу. Итак, надлежит вспомнить, что «жатвы много, а делателей мало»: это ясно и известно, почему будем молиться «Господину жатвы, яко да изведет делателей на жатву свою» (Мф.9:37–38), – таких делателей, которые режут и остро износят слово истины, – делателей не стыдливых, верных, делателей, которые суть «свет мира» (Мф.5:14), которые делают не это «брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный» (Ин.6:27), – делателей, подобных апостолам, делателей, подражающих Отцу и Сыну и Святому Духу, заботящимся о нашем спасении: но не делателей «наемников» (Ин.10:12–13), не делателей, «непщующих приобретение быти» страх Божий и правду (1Тим.6:5), – не делателей, работающих своему чреву, – не делателей, которые «благословением и благими словами прельщают сердца незлобивых» (Рим.16:18), – не делателей, которые подобны сынам света, не будучи светом, но тьмою, коих «кончина – погибель» (Флп.3:19), – не делателей, делающих нечестие, непотребство и лукавство, – не делателей коварных, не делателей пьяных и неверных, – не делателей, которые торгуют (negotiantur) о Христе, – не обманщиков, не жадных, не враждебных. Поэтому будем взирать на верных (делателей) и подражать им, чтобы вести себя пристойно о Господе, как прилично и подобает нашему званию и нашему исповеданию. Так да служим и да угождаем Богу, в правоте и правде, без порока, «помышляюще доброе и достохвальное пред Богом и человеки» Флп.4:8. Ибо сие добро есть, да славится Бог во всех нас. Аминь.

Дмитрий:
Климент Александрийский (около 150 - около 220 гг. по Р.Х.)

Книга «Педагог»



Часть 1


2. Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном. Он безгрешен, безупречен, Его душа совершенно свободна от страстей. Это — всецело Бог, лишь в человеческом образе; это — исполнитель воли Отчей, Бог Слово (Логос), сущий в Отце, сидящий одесную Его, Бог в видимом образе.

3. Являясь и человеком, и Богом, Господь во всем помогает человеку и всем радует его. Будучи Богом, прощает Он грехи; являясь человеком, Он воспитывает его до безгрешности. Потому с правом человек любезен Богу, (потому) что он есть творение рук Божиих.

6. ...Теперь спросим мы этих разумников: Христос, о котором Писание говорит, что Он ныне рожден. Он совершенен или, — что весьма несообразно, — не совершенен? Если несовершенен, то должен был Он кое-чему учиться. Но Ему нечему было учиться, потому что Он — Бог. Нет существа больше Логоса; для единственного Учителя нет учителя.

… Таким образом, как во всех других отношениях мы со Христом поддерживаем общение, так и Божественной Его природы делаемся участниками через принятие в себя крови Его, Им пролитой в искупление наше; в страданиях Его мы участвуем через принятие в себя пищи, предлагаемой нам Логосом; бессмертия становимся мы участниками вследствие своего образа жизни, согласного с Его заповедями.

7. … Наш же Педагог свят; им является Божественный Иисус, Логос, руководитель всего человечества; Сам Он, человеколюбивый Бог, есть наш Воспитатель. Где-то в одной: похвальной песне Святой Дух говорит о Нем: Он нашел его а Пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орел вызывает гнездо свое; носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого Бога. (Втор. 32, 10-12). Писание, думаю я, здесь ясно указывает на Педагога, изображая исходившее от Него воспитание. Но и сам Он признает Себя Педагогом, собственными своими устами говоря о Себе: Я Господь Бог твой. Который вывел тебя из Египта (Исх. 20, 2). Но кто имеет власть вводить и выводить? Не Педагог ли? Он явился Аврааму и говорил: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17, 1, 2). И совершенно педагогично Он располагает к Себе питомца, говоря: И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их (Быт. 17, 7). Здесь устанавливается уже дружество с Воспитателем.
Но весьма ясно открывается (из Писания), что Логос был Воспитателем и Иакова. Он говорит к нему: И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе, не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28, 15). Рассказывается также, что Он с ним боролся. И остался, говорится, Иаков одна. И боролся Некто с ним (это Педагог) до появления зари (Быт. 32, 24). Боровшийся здесь был Сын человеческий — Руководитель и Промыслитель; и боровшегося с Ним Иакова Он ободрил на борьбу со злом. А что подготовитель Иакова к этой борьбе со злом Логос, был Педагогом и человечества, открывается из следующего: Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: да что ты спрашиваешь о имени Моем? (Быт. 32, 29)? Свое новое имя сохранял Он и для народа нового, для народа чад. Тогда Господь Бог был почитаем еще без имени, потому что в то время Он еще не принял вида человеческого (Иоан. 1, 14). Все же нарек Иаков имя месту тому: Пэнуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32, 30) Но лицо Божие есть Логос, в котором Бог является и познается (Иоанн. 14,9). И получил тогда Иаков имя «Израиль», так как он видел Бога Господа. Явившимся был Бог Слово (Логос), Педагог, опять к Иакову говоривший позднее: не бойся идти в Египет (Быт. 46, 3). Обращай внимание (т.е. в последующем рассказе книги Бытия), как последовательно Педагог дело ведет, борца выучивая и ему показывая, как он противнику должен ногу подставлять.
И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (сойди), веди народ сей куда Я сказал тебе (Исх. 32, 33-34). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деде через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа; лично же, лицом к лицу, Он состоит Руководителем новозаветного народа; потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх. 32, 34). В образе доброго Ангела и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя.

8. Есть еще некоторые, утверждающие, что (судейский) жезл, угрозы и устрашения собой исключают благость Божию. Но, очевидно, они плохо понимают Писание, в одном месте так говорящее: боящийся Бога обратится (Сир. 21, 7)
… Оттого, если Господь что-либо ненавидит, то, значит, хочет Он, чтобы то не существовало. Но не существует ничего такого, бытия чего рог не был бы причиной; следовательно. Богу все существующее отнюдь не ненавистно, а также и Логосу; ибо и Тот, и Другой суть едино, оба существа Божественные, как о них говорится: Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог (Иоан. 1, 1).



Часть 3


1. … Правильно поэтому выражается Гераклит: «Люди — боги. Боги — люди». Особенно Логос представляет собой очевидное это таинство; Он есть Бог вочеловечившийся и человек обожествленный; в качестве посредника Он исполняет волю Отца (Иоан. 4, 34); потому что, сопринадлежа к двум царствам. Он является между ними посредником; Он — Сын Божий и Спаситель людей; Божий слуга Он, а для нас — Педагог.

12. Теперь после столь торжественного признания славы Логоса, что остается нам сделать, как не обратиться к Нему с такой смиренной молитвой:
«Будь милостив к Твоим чадам. Божественный Педагог, Отец, Вождь Израиля, Сын и Отец, оба — единый Бог, наш Господь. Даруй нам, исполнителям Твоих заповедей, быть полным подобием Твоего образа, Тебя любить, насколько сил у нас есть, оказываться достойными Твоей благости и не подвергнуться строгости Твоего грозного правосудия на Последнем Суде. Между тем до его наступление проникни всех желанием собраться под мирное знамя Твоего царства, под кроткие крылья Святого Духа, преобрази всех в мирных граждан Твоего святого града, дабы под действием тихого веяния благодати Духа силой Его тихо плыть нам по направлению к мирной гавани, не терпя на море этой жизни вреда от прибоя к нам волн греха, напротив, в Нем, Святом Духе, мудрости неизреченной, ночь и день даже до последнего часа жизни благодаря славословите, а славословя, благодарить единого Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в качестве Педагога и Учителя, со Святым Духом, Который собой представляет все в едином, в Котором все, через Которого все едино, через Которого вечность, Которого все мы состоим членами. Которому принадлежит слава, (история во все) века. Который есть совокупность всех благ, всей красоты, всей мудрости, всей праведности. Которому слава ныне и во веки веков. Аминь.



Книга «Кто из богатых спасется?»


Глава 34

…они не знают, какое сокровище носим мы в земном этом сосуде, защищаемое силою Бога Отца, кровью Бога Сына и росою Святаго Духа.

Глава 42

… Того же, кто озабочивается своим спасением, его желает, в нем не отчаивается, его добивается и о даровании ему оного молится, того истинное очищение и постоянство жизни приведут к благому Отцу Небесному, Коему через Сына Его Иисуса Христа, Господа живых и мертвых, и через Святаго Духа да будет слава, честь, могущество, вечное величие ныне и во всякое время, из рода в род и во веки веков. Аминь.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии