Адвентисты Седьмого Дня (АСД) > История АСД

Путь падения (В.В Белкин) история АСД

<< < (2/26) > >>

Николай:
     1841 год – на второй Генеральной Конференции (не церкви АСД, а просто адвентистов, миллеритов) в июне в г. Лоуэлле было решено создать постоянно действующий комитет с различными отделами: финансовым, издательс-ким, по изучению Библии и т. д. Были также намечены многочисленные мероприятия по дальнейшей пропаганде учения В. Миллера, из которых на первом месте было соз-дание "Библиотеки второго пришествия" из изданных Ко-митетом книг на тему «последних дней». Такие конферен-ции стали регулярными.

    1842 год - Вильям Эллис Фой — мулат, проживав-ший в г. Бостоне, штат Массачусетс, получает с интерва-лом в несколько недель два видения. Первое (18 января) длится 2, 5 часа, а второе (4 февраля), - невероятно, но факт —12, 5 часов. Его физическое состояние во время ви-дения напоминает описание из 10 главы книги пророка Даниила. Как и Даниил во время видений, он не дышит, хотя сердце его продолжает нормально функционировать (см. Дан. 10:17). Однако Вильям Фой не откликнулся на призыв к пророческому служению.                                                                                                                                                                       В июне В. Миллер читает вторую серию проповедей в г. Портлэнде. Е. Уайт считает большим преимуществом посещать эти лекции, потому что она снова впала в уныние, чувствуя себя не готовой встретить Спасителя. Вторая серия проповедей возбудила в городе ещё больший интерес, чем первая. За малым исключением, большинство церквей противятся учению В. Миллера и не допускают его проповедовать. Многие проповедники пытаются доказать заблуждение Миллера. Однако, толпы людей посещают его собрания, так что было недостаточно места для всех в помещении. Слушатели были необыкновенно спокойны и внимательны. ("Очерки жизни Е.Уайт".)                             

Левий Ф. Штокман, молодой методистский пропо-ведник месте с другими тридцатью методистскими пропо-ведниками с радостью принимает и начинает возвещать весть о Втором пришествии Христа. Он трудится в г. Пор-тленде, штат Мэн. ("Пророческая вера наших отцов" т. 4. стр. 780—782; "Ранние произведения" стр. 12, 78—81)                                                               
За то, что семья Роберта и Юнисы Гармон поверили в скорое пришествие Христа и за такое их  свидетельство, семь человек их семьи одновременно были исключены из методистской Церкви.                                                               
Повсеместно появляются примитивные церкви, в виде "обществ второго пришествия". Это не были церков-ные организации. Одна из них снимала зал Колумбийского университета.                                                                                    
Проходят лагерные собрания. Первое: лето 1842 г. В этом же году было проведено еще 31 собрание; 1843 г. – еще 40; 1844 г. – 54. За три года, на подобных собраниях побывало около 0,5 млн. человек. Гигантский шатер, диа-метром 36 метров и высотой 17 метров, где размещаются сидя 4 тысячи + 2 тысячи стояли в проходах. За всю подго-товку отвечают 4 человека.                                               
                                                                                                                                                                                                                      Установление даты 2-го Пришествия. Миллер назы-вает - 21 марта 1843 г. гора в штате Нью-Йорк.                                                                  На лагерном собрании, которое началось 28 июня в г. Ист Кингстон, Нью-Гемпшир, можно  наблюдать на воз-вышении Иосию В. Хаймса и от семи до десяти тысяч лю-дей на земле вокруг. Бостонские газеты пишут об этом со-бытии на своих страницах и по-своему поздравляют собравшихся. Даже поэт Джон Гринлиф Виттер зашел на час или два и позже, спуся несколько лет, все еще вспоминал красноречивых проповедников, говоривших на символическом языке Библии; изображенных на огромном холсте истукана Навуходоносора и зверей из Откровения, смутные очертания лесов, белые силуэты шатров, дым от лагерных костров, подобный жертвенному фимиаму, и приподнятые, застывшие в изумлении, лица слушателей.                                                                   Вскоре лагерные собрания проводяться уже во многих местах. Со всех сторон на перегруженных пароходах, в переполненных железнодорожных вагонах и на дилижансах стекаются в установленное место мужчины, женщины, дети; по обеим сторонам дороги торопятся, боясь опоздать, паломники; все, как один: и набожные, и любопытные - идут на важное собрание, возвещающее о скором Втором пришествии. Почти каждый верующий несет с собой Биб-лию. В г. Рочестере неожиданный шквал ветра порвал пят-надцать канатов, и огромная палатка накрыла собравших-ся. Жители города, желая продолжать лагерные собрания, организовуют сбор средств для ремонта. Несмотря ни на что, все воскресенье в течение восьми часов Хаймс пропо-ведует трем собраниям на городском рынке.                       
Не все, конечно, соглашаются с В. Миллером или принимают всерьез все, сказанное им. Некоторые даже го-ворят, что он стремится к наживе. А один юрист высчитал, что было бы выгоднее перенести конец света на 1860 г. Какой-то шутник продает билеты на спасательный возду-шный шар по 200 долларов за место. Владелец рекламного бюро заявляет: "Час пробил - покупайте бальзам из дикой вишни". На одной из карикатур изображено великое возне-сение миллеровского "храма", где дьявол ухватился за Хаймса и умоляет: "Иосия, не покидай меня". ("Скажи об этом миру".)                                                                                              В.Миллер и его друзья ревностно проповедуют свое новое учение, и к 1842 г. они имеют уже около полумил-лиона сторонников, именуемых "евангельскими адвентис-тами". Наиболее значительной из конференций была майская конференция в г. Бостоне, председателем которой был бывший морской офицер Джозеф Бейтс. На ней были уточнены многие детали концепции В. Миллера. Снова всплывает вопрос о конкретной дате Второго пришествия, однако конференция отказывается установить ее. По ре-шению конференции, в июне создается Ассоциация сто-ронников Второго пришествия. До конца 1843 г. такие Ас-социации (общества) появляются во многих городах Новой Англии. Устав их сводится к одному: требуется вера в ско-рое пришествие Христа и желание нести весть об этом грядущем событии. Все члены Ассоциации ежемесячно вносят определенную сумму для поддержания ее деятель-ности и одновременно продолжают оставаться в своих це-рквях. Наряду с участием в собраниях местных миллери-тов, они посещают и свои церковные богослужения.

Николай:
    1843 год - чем меньше оставалось дней до конца знаменательного для В. Миллера года, тем больше росло воодушевление среди людей. Он имел ровно 50.000 после-дователей, среди которых было 200 проповедников. В ка-нун Нового года, В. Миллер произнес вдохновенную ново-годнюю речь, заявив, что "это последний год, в котором сатана будет править на земле". Миллер не сомневался, что этот год, 1843-й, был вычислен правильно. "В этом году, благословенном году, пленные будут освобождены, двери тюрем будут открыты, смерть больше не будет властвовать над нами, а жизнь, вечная жизнь, будет для нас непреходящей наградой. В этот год, знаменательный год, раздастся звук победных труб... Этот год! Самый долгожданный из всех годов! Самый лучший! Он уже гря-дет!". (Дж.Уайт, Scetches of the Christian Life, 173, 176.).     Почти вся Америка поверила, что «славное пришес-твие Божьего царства близко, при дверях. Обращение все-го мира больше уже не казалось «отдаленным видением вдохновенных пророков». Атмосфера эсхатологических ожиданий захлестнула Америку. Даже позже, когда расче-ты миллеритов, казалось, были опровергнуты самой реаль-ностью, население США не спешило расстаться со своими милленаристскими настроениями, в свете которых они во-спринимали все происходящие в стране события. В апока-липтических, эсхатолого-хилиастических красках и тонах воспринимали американцы и гражданскую войну северян и южан вскоре после смерти Миллера. Многие видели в армии Северных штатов, которая к тому времени одержала ряд побед над раскольниками-южанами, сторонниками рабства, одно из Божьих средств приближения Христа, в результате чего весь мир обратится и начнется тысячелетнее царство. Известная американская писательница Джулия Уорд Хоу, увидев военный парад северян, многочисленные шеренги их солдат, браво марширующих под звуки труб, написала слова, известные в историко-религиозной литературе: "Глаза мои видели славу пришествия Господня... Я видела Его в сигнальных кострах сотен военных лагерей вокруг". Она была уверена в скором Втором пришествии Иисуса Христа. И не одна она в те годы.                    .    К этому времени миллеритское движение значительно расширилось. В 1843 г., когда оно достигло своего апогея, когда в его ряды вливались не только простые верующие, но и служители различных церквей, ведущие проповедники, оно стало насчитывать примерно 150 тысяч последователей при населении страны в 18 млн. человек.              
Адвентистское движение достигло г. Рочестера, на-ходящегося в 30 милях от г. Порт-Гибсона. Вскоре и г. Порт-Гибсон узнал новую весть. Прослушав серию пропо-ведей, Хайрам Эдсон, до этого придерживающийся мето-дистского вероисповедания, стал адвентистом. В ночь пос-ле того, как Эдсон прослушал последнюю проповедь, от-четливо слышимый голос встревожил его сон. Голос звал его в дом умирающего соседа, чтобы именем Господним исцелить его. Это предложение не на шутку озадачило Эд-сона, ибо по его представлениям чудеса исцеления ушли в прошлое с Библейскими временами. Однако, не смея про-тивиться голосу свыше, он поздно ночью вошел в дом бо-льного друга. Освещая комнату тусклым пламенем свечи, Эдсон подошел к кровати умирающего, возложил на него руки и произнес: "Брат, Господь дарует тебе жизнь и здоровье!" К величайшей радости Эдсона больной сел, от-бросив одеяло, свесил ноги с кровати и, как ни в чем не бывало, прошелся по комнате, славя Господа. (Спайсер. "Первые дни адвентистского движения". 1941 г. 219-220)                         
      В ту же знаменательную ночь Эдсон вновь услышал голос, призывающий его понести свет истины другим сво-им знакомым и родственникам. Это показалось ему еще более невыполнимым, чем исцеление больных. Но решив-шись, он увидел чудный промысел Божий, использовав-ший его как некогда В. Миллера. В течение дня он успевал посетить множество домов, деятельно участвовал в орга-низации собраний и вскоре несколько сот его друзей и со-седей приняли Христа и присоединились к адвентистскому движению.                                                                                                         
И. Бейтс для того, чтобы вместе совершить миссионерское путешествие из г. Мэриленда в г. Кент-Айленд, объединяется с Х. С. Герни, кузнецом по профессии и незаурядным певцом. В то время он был аболиционистом, твердо веря в то, что единственное эффективное средство для борьбы с рабством есть Второе пришествие. Он хотел повести ра-бов, вместе с их хозяевами, к свободе во Христе. ("Скажи об этом миру".)                                                                                                                                                                                                          

Прослеживая историю как первые адвентисты нача-ли соблюдать субботу, мы приходим в небольшую церковь близ г. Вашингтона, расположенную в самом центре штата Нью-Гемпшир, который с восточной стороны граничит со штатом Мэн, а его западная граница, протяженностью в 60 миль, проходит вдоль штата Нью-Йорк. Здесь члены так называемой независимой христианской Церкви в 1843 г. услышали адвентистскую весть и начали проповедовать ее. Это были искренние люди. К ним присоединилась баптистка седьмого дня по имени Рахиль Оукс, распространявшая брошюры, в которых разъяснялись смысл и значение требований четвертой заповеди. (Е. Уайт. "Ранние произведения".)                                                                               .           М. Чеховский принимает сан католического свя-щенника и назначается преподавателем и воспитателем новых монахов-послушников. Встретившись с царящей в монастырских стенах безнравственностью, наделенный по природе чувством справедливости, он, считая своим дол-гом обратиться к папе, думая, что тот не знает об этой по-вальной проблеме монастырей, пешком отправляется в г. Рим, Италия.
      1844 год, весна - в ведущем миллеритском журнале "Полночный крик" 15 февраля Дж. Сторз предупреждал верующих, только что обращенных из других вероиспове-даний: "Смотрите, не вздумайте создать другую церковь. Любая церковь организованная человеком, становится Ва-вилоном уже в тот самый момент, когда только органи-зуется".                                                                           

В “Полночном крике” от 9 мая 1844 г. мы читаем, как адвентисты того времени высказывали свой взгляд от-носительно своих опытов: "После того, как мы миновали момент видимого конца пророческого периода, мы нахо-димся в положении, которое Бог предвидел для Своих де-тей в конце видения(относительно 2300 дней)Аввак. 2:1-3. “На стражу мою стал я и стоя на башне наблюдал, что-бы узнать, что скажет Он мне отвечать по жалобе мо-ей? И отвечал Господь и сказал: “Запиши видение и напи-ши ясно на скрижалях, чтобы читающий мог легко про-читать, ибо видение относится к определенному времени и не обманет: и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непре-менно сбудется, когда пророческое время исполнится вполне и не отменится.” И мы верили, что в данное время находимся в том времени, о котором упоминал Спаситель, когда “Жених замедлил” (Мф. 25:5) и злой раб вследствие кажущейся ошибки, относительно времени говорит в своем сердце: “Господин мой еще не скоро придет и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, который он не ожидает и в час, в который не думает.” Далее мы видим, что наш Спаситель предвидя наступление упомянутого времени напоминает нам, через Евангелиста Луку 12:35,36 “да будут ваши чресла опояса-ны и светильники горящие, и вы будете подобны людям, ожидающие возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворит Ему.” Ожидание обозначает прохождение определенного назначенного времени, потому что до того времени, собственно говоря, не ожидают. Поэтому Господь наш добавляет: “Блаженны рабы те, которых господин придет, найдет бодрствующими”. “Мы будем с Божьего соизволения продолжать проповедовать: “Смотри, вот идет жених, выходите Ему навстречу и “час суда Его наступил”. И мы уверены, что мы не перестанем призывать свет и церковь, что бы разбудить их в их мирных песнопениях, чтобы они вняли милосердному призыву Божьему. Мы будем продолжать бодрствовать и ожидать пришествия Господа, так как мы знаем, что оно близко”. ("Великое адвентистское движение". Г.И.Лебсак.)

Николай:
Адвентистское движение миллеритов, ожидавшее этой весной пришествия Христа, испытывает свое первое разочарование. Христос не пришел, и из движения начина-ется отток тех, кто присоединился к нему из-за страха, а протестантская официозная пресса усиливает улюлюканье.    В. Миллер в открытом письме к последователям признал свою ошибку, выразив при этом, однако, уверенность в том, что время близится и что «день Господен близко при дверях». Эти объяснения он повторил также на совещании своих последователей в г. Бостоне, США, в конце мая 1844 г., причем отказался от каких бы то ни было вычислений «дня пришествия» вообще.
В. Миллер был не единственным, кого постигло ра-зочарование. Многие из его последователей были глубоко расстроены и отчаянно пытались примириться со своими разбитыми надеждами. Другие пытались исправить ошиб-ку, пересматривая пророчество в соответствии с новыми критериями. "Движение седьмого месяца" неожиданно за-явило, что возвращение Христа состоится в десятый день седьмого месяца того же года по еврейскому календарю, т.е. 22 октября 1844 г.
Сам Миллер сперва не соглашался с новым принци-пом исчисления даты, но поскольку общественность восп-ринимала эту идею с растущим энтузиазмом, он решил присоединиться ко всеобщему ожиданию. Не желая оста-ваться в стороне, в рядах скептиков, он всем сердцем пове-рил, что Господь действительно придет в этот день. Но прошла и эта дата. "Меня дважды постигло разочарова-ние, - писал Миллер, - но, несмотря на то, что я окружен врагами, мой разум совершенно спокоен, а надежда на пришествие Христа сильна, как и прежде". (Дж. Уайт, Scetches of the Christian Life, 173, 176.)
В среде миллеритов начинаются поиски ошибок в вести Миллера. Выясняется, что срок начала 2300 "вечеров и утр" был изначально неверно установлен - не весна, а осень 457 г. до н.э. Кроме того, выяснив, что все ключевые события христианства совпали по датам с ветхозаветними праздниками  (Христос воскрес в Пасху, излитие Святого Духа произошло в Пятидесятницу и т.д.), миллериты ре-шают, что "час суда Его" наступит в "десятый день седь-мого месяца", который в 1844 г выпал на 22 октября. Это новое движение получает название "движение седьмого месяца".                                                                                                        В. Миллер сходит со сцены. Главный вдохновитель - С. Сноу. Тщательное изучение иудейских праздников убедило Сноу в том, что Христос должен прийти в день искупления (10 день седьмого месяца). Согласно караимс-ким евреям, 22 октября, является точной датой. 100 тысяч человек готовы были в этот день встречать Христа. Среди них была и Е. Гармон (Уайт). Протестантские церкви в ма-ссовом порядке начинают посредством отлучений выдав-ливать миллеритов-адвентистов из своей среды.
В мае И. Литч стал издавать "Адвентистский щит", где публиковал обзор адвентистского движения с самого начала, подчеркивая руководящую роль Божью.    
16 марта  Фредерик Уилер, методист, последователь В. Миллера из г. Хилсборо, штат Нью-Гэмпшир стал первым адвентистским служителем в Северной Америке, принял решение соблюдать седьмой день как Субботу Господню. И хотя он не проповедовал весть о Субботе в деревне Вашингтон, весть эта с успехом распространялась им в местной школе, неподалеку от его дома, а также в частных беседах с другими служителями, подобно ему ожидавшими Пришествия. Уильям Фарнсворс присутствуя однажды на утреннем воскресном богослужении, неожиданно встал и объявил, что он намерен соблюдать Субботу Господню, о которой говорится в четвертой заповеди. Его поддержали некоторые другие, около 12-ти человек. Они решили твер-до отстаивать все заповеди Божьи. Это были первые адве-нтисты седьмого дня.
В августе Томас М. Пребл, некогда Свободный Бап-тист, возглавлявший группу верующих в местечке Уейр, Нью-Гэмпшир, примерно в 13 милях восточнее Хилсборо, стал вторым  чтившим Субботу адвентистским служите-лем в Северной Америке. В начале октября стала соблю-дать Субботу еще одна женщина - сестра Блейк из г. Род-Айленд, подобно миссис Оукс принадлежавшая к баптис-там седьмого дня. Приблизительно в это же самое время еще несколько первых адвентистов, уже за пределами Америки, приняли весть о Субботе. Одним из них был ар-гентинец Франциско Гермогенс Рамос Мексиа (1773-1825), выдающийся государственный деятель, сочетавший проводимую им политику преобразований с развитием крупнейшего землевладения и евангелизацией индейцев. Благодаря ему были обращены многие. В 1821 г. он был арестован за соблюдение Субботы. Другой ранний адвентист, шотландец Джеймс А. Бегг (1800-1868), писатель, известный на Британских островах своими трудами о Втором пришествии и пророчествах, начал соблюдать Субботу с 1832 г.
Георг Сперр издал шесть своих проповедей, в кото-рых отрицал бессмертие души и трактовал вечные мучения как полное уничтожение грешников.
   
   1844 год, лето - Бог призвал Хазена Фоса к особен-ному служению.  Но он также, как и В. Фой, спустя неко-торое время, отказался от своего призвания.
   Чарльз Фитч, один из сотрудников В. Миллера, де-лает вывод, что начала звучать весть второго ангела из Отк.14:8 - "Пал, пал Вавилон". Под Вавилоном теперь под-разумеваются не только католические церкви, но и проти-вящиеся вести В. Миллера протестантские церкви. Резкий (всего за каких-то полгода) упадок духовности, наблюдае-мый во всех протестантских церквях, изгоняющих из своих рядов миллеритов, только подтверждает этот вывод. Церкви превращаются в обычные организационные структуры мира сего. Остающиеся в этих церквях адвентисты начинают уже сами "голосовать ногами". За лето численность миллеритов увеличивается до 50.000 человек. Таким образом летом приверженцы Миллера сравнивали себя с девами, ожидающими запаздывающего жениха и возвещали исполнение первой и второй ангельских вестей. Твердо полагаясь на божественные обещания, они исследовали пророчества, распространяли брошюры, продолжали молитвенные служения и выезды во многие города, тысячами собирались на лагерные собрания и молились о "полуночном крике".                                                                                    25 июня Левий Ф. Штокман умирает от туберкулеза. Еще будучи девочкой Е. Уайт пришла однажды к нему за советом. Это произошло после того, как находясь в угнетенном состоянии, близком к отчаянию, она видела от Бога два сна. (См. "Пророческая вера наших отцов" т. 4. стр. 780—782; "Ранние произведения" стр. 12, 78—81).
   К весне И. Бейтс продал ферму и прочую недвижи-мость и отдал все долги, чтобы ничто не связывало его душу перед пришествием Господа. Все же вырученное от продажи он добровольно раздал на нужды движения. Ког-да жена пыталась укорять его в излишней расточительнос-ти, он уверенно отвечал: "Господь не оставит нас без кус-ка хлеба". И хотя Господь не пришел, вопреки ожиданиям, все же он не оставил семью Бейтса и выручал в беде иног-да самым неожиданным образом. ("Скажи об этом миру".)
   
   1844 год 14 октября – умер Чарльз Фитч не дожив всего восьми дней до ожидаемого пришествия. Ему, отцу шестерых детей, было тогда 38 лет. Холодным осенним днем Фитч крестил подряд три группы новообращенных. В результате он заболел и в понедельник 14 октября скончался. Ч. Фич, пресвитерианский служитель принял адвентистскую весть, читая проповеди В. Миллера и благодаря знакомству с И. Литч. Он отдал всего себя делу возвещения скорого пришествия Христа в конце 2300 дней и стал одним из видных руководителей адвентистского пробуждения. В 1842 г. он составил пророческую карту, которой пользовались многие адвентисты того времени. О ней упоминается на 74 стр. "Ранних произведений". В миллеровском периодическом журнале "Полуночный крик" появилась заметка, в которой сообщалось, что "его овдовевшая жена и лишенные отца дети находятся в Кливленде, с уверенностью ожидая скорого пришествия Господа, который через несколько дней соберет потерянных членов семьи. Сестра Фитч улыбается и не теряет присутствия духа". ("Скажи об этом миру").

Николай:
Лидеры миллеритов часто говорят о закрытой двери. В. Миллер верит, что "за несколько дней до 22 октября 1844 г. для всех противников первой евангельской вести дверь благодати закроется". ("Полночный крик", 12 октября 1844 г.,стр.122). Некоторые адвентисты, соблюдающие Субботу, продолжали придерживаться этого взгляда на протяжении еще долгого времени после разочарования.    Е. Уайт верила в это, пока ей не были посланы первые ви-дения ("Избранные вести" т.1, стр. 74). Дж. Уайт и после этого придерживался теории "закрытой двери", а И. Бейтс не отказался от нее даже тогда, когда Дж. Уайт признал ее ошибочной.                                                                                                                                                    
В особом духе ревности и усердия, который сопро-вождал возвещение адвентистской вести в 1844 г., руково-дители движения усматривали свое собственное пережи-вание, отраженное в притче о десяти девах (Матф. 25 гл.) Прежде чем наступило «время замедления», громко про-звучал призыв: "Вот Жених идет, выходите навстречу Ему". Этот призыв большинством был воспринят как "По-лночный крик". В видении он был показан Е. Уайт в виде яркого света, который был зажжен позади адвентистов в начале их пути. Участвовавшие в возвещении вести проч-ли в притче о том, что готовые вошли с Женихом на брач-ную вечерю и "дверь затворилась". (Матф. 25:10). Из это-го они заключили, что 22 октября 1844 г. дверь благодати закрылась для тех, кто отверг евангельскую весть, которая проповедовалась с таким размахом и силой. Несколько лет спустя Е. Уайт писала об этом следующее: "После того, как время ожидаемого пришествия Спасителя прошло, они все еще продолжали верить, что Он вот-вот явится, будучи убеждены, что решительный час наступил, что посредническое служение Христа за людей перед Богом завершилось. Им казалось, что и Библия учит о том, что время испытания людей окончится незадолго до фактиче-ского пришествия Христа во славе. Такое понятие они ос-новывали на текстах, указывающих на время, когда люди в слезах будут стучать в закрытую дверь благодати, но она больше не откроется. И они задавались вопросом — возможно ли, что время, которого они ждали как даты пришествия Христа, вовсе не знаменует начало периода, который должен непосредственно предшествовать Его приходу. Сделав все возможное со своей стороны, чтобы предостеречь людей о близости суда, они думали, что их работа для мира окончена и бремя ответственности за спасение грешников снято с них, а на насмешки и издева-тельства, сыпавшиеся на них, они смотрели как на дока-зательство того, что Дух Божий оставил тех, кто отверг Его благодать. Все это утверждало их во мнении, что время испытания закончилось или, как они выража-лись тогда, «дверь милости закрылась". ("Великая борьба" стр. 429).
Проповедник Г. В. Митхель из Огайо, сказал: "Брат Миллер рассказал мне в частной беседе, в сентябре 1844 г. в М. Консельсниль в Огайо, что он имеет фамилии и адреса 3.000 проповедников в разных частях света, которые благовествуют: “Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его". Большая часть пропо-ведников находилась в северной Америке и Великобритании. ("Великое адвентистское движение". Г.И.Лебсак.)

   1844 год , 22 октября - при наступлении 22 октября ожидающие пришествия собрались большими и малень-кими группами: в храмах, в церквах, под раскинутыми ша-трами, в домах; возносили молитвы и пели с радостным благодарением. В г. Лоу-Хамптоне, штат Нью-Йорк, дру-зья Миллера собрались в кленовой роще, на том самом ме-сте, которое сегодня известно как Холм Вознесения. Они ожидали весь день, потому что не знали когда, в какой час грядет их Господь. Солнце взошло на востоке, как "Жених выходит из Своего чертога". Но Жених не появился. Сол-нце направилось к закату, теплое и животворное, "с исце-лением в лучах своих". Но Солнце Праведности так и не за-сияло. Оно опустилось на западе, слепящее и пылающее, "величественное, как полки со знаменами". Но Тот, кото-рый восседал на белом коне, как Вождь сонмов небесных, не возвратился. Прохладные вечерние сумерки опустились на землю. Медленно тянулись вечерние часы. В опечален-ных домах миллеритов часы пробили полночь. 22 октября прошло. Иисус не пришел. Он так и не пришел!
   Вторник 22 октября 1844 г. И. Бейтс встретил без пенни в кармане, оставленный единственным сыном. Сле-дующий после разочарования день застал Бейтса в чрезвы-чайном смущении. Глубоко уважаемый гражданин и изве-стный в округе деятель, он убеждал людей приготовиться ко Второму пришествию. А теперь они насмехались над ним, встречая его на улице, так что он готов был прова-литься сквозь землю. И. Бэйтс, писал, что, когда на следу-ющий день он пошел на рынок, люди насмехались над ним, говоря: "Мы думали, что ты еще вчера вознесся на небеса". Реакцией на это явилась полная депрессия: "Если бы земля разверзлась и поглотила меня, то это было бы отрадой по сравнению с теми душевными страданиями, которые я испытываю, когда мне в лицо бросают насме-шки".  (Дж. Уайт, Scetches of the Christian Life, 173, 176).    Но скоро он преодолел разочарование и встал на сторону адвентистов, считавших, что причиною их несчас-тья была ошибка в подсчетах и что Христос все-таки при-дет в положенное время. Он отказывается от чая, кофе, мя-са и чрезмерного употребления сладостей. Предпочитая свидетельствовать собственным примером, Бейтс ничего не говорил о своей диете публично вплоть до видения      Е. Уайт о реформе здоровья в 1863 г. Лишь после этого он заговорил о ней более открыто. ("Скажи об этом миру.)     .                                                                                              Во время разочарования 22 октября, В. Миллер чув-ствовал себя больным и изнуренным. Миллер писал: "Не-которые язвительно спрашивают меня: "Неужели ты еще не сдался?" Даже маленькие дети кричат прохожим на улице: "Ты купил билет на небеса?" В наиболее модных и популярных печатных изданиях, выпускаемых в великих Содомах нашей страны, рисуются карикатуры, на кото-рых самым позорным образом изображены "белые одеяния святых" (Откр. 6:11), "вознесение" и великий день "сожжения". В серии скандальных и лживых статей об "одеждах вознесения" осквернялась даже деятельность проповедников". (Дж. Уайт, Scetches of the Christian Life).
   Многие из миллеритов отвернулись от своего учи-теля и покинули возглавляемое им движение. Для тех же, кто сохранил ему верность, сохранил «чаяния пришест-вия», наступило тяжелое время испытаний. Во многих го-родах были разрушены и забросаны камнями места милле-ритских собраний. В печати стали появляться памфлеты против миллеритов, карикатуры. На одной из них Миллер был изображен восходящим на небо с повисшими на нем последователями, другая осмеивала его представления о смерти: наполовину поднявшийся из гроба скелет бросал свою большую берцовую кость в квакающую у его гроба жабу. Критике и осмеянию верований миллеритов о возне-сении праведников на сретение Христа была посвящена карикатура, изображавшая ангелов, которые крюками тя-нут наверх воскрешенных.                                                       .                                                                                                                                                                 Миллер сильно зависел от своих молодых последо-вателей, вместе с которыми он возвещал адвентистскую весть. Они склонили его отвергнуть истину о субботе, на которую он обратил внимание вскоре после разочарования. За это будут отвечать они, а не Миллер. Е. Уайт заверяет нас, что Миллер будет среди тех, кто выйдет из своей могилы прославленным при звуке последней трубы.

Николай:
    1844 год, 23 октября - фактически, этот день мож-но считать днем рождения Адвентизма Седьмого Дня. Предыстория такова. Весь предыдущий день адвентисты в своих собраниях и по домам ждали Пришествия Христа. Их противники и оппоненты помалкивали от страха гря-дущего возмездия. Но эта дата пришла и ушла, а Иисус Христос так и не явился. Это стало самым тяжелым ударом по вере миллеритов. Их ожидания и надежды рухнули, уверенность сменилась растерянностью. Как написал потом один из миллеритов Х. Эдсон: "Наши самые сокровенные надежды и ожидания потерпели крах, и мы рыдали, как никогда прежде... Мы плакали и плакали до рассвета" (Рукопись Эдсона)                                                                   
Когда Иисус не пришел на землю 22 октября  Е. Уайт была так разочарована, что стала сомневаться в том, что “полуночный крик” 10 дня седьмого месяца был в самом деле точно определен. Спустя несколько дней, структура разваливается. Методистская Церковь за год приобрела 40.000 бывших миллеритов, баптистская – 45.000. Под гром насмешек и улюлюканья, которым их теперь повсюду сопровождают оправившиеся от страха оппоненты и противники, под гнетом разочарования миллериты начинают искать причину их теперешней неудачи. Они в сотый раз проверяют и перепроверяют выкладки Миллера. Многие из них после всего этого разочаровываются в Библии и возвращаются с повинной головой в свои прежние церковные организации (некоторые, впрочем, становятся полными атеистами и вскоре примыкают к бывшим адвентистам-бенгелевцам К.Марксу и Ф.Энгельсу). Другие, т.н. "адвентисты-спиритуалисты", начинают учить, что Христос дей-ствительно пришел в этот день - в их сердца, и что это и есть Второе Пришествие (именно из их числа и возникает наибольшее количество фанатиков). Остальные продол-жают искать и искать ошибку в расчетах В. Миллера.                                      

Утром 23 октября один из миллеритов, Х. Эдсон, возвращаясь с собрания адвентистов, вдруг осознает, что 22 октября Христос и не должен был приходить на Землю, поскольку в этот день Он просто-напросто перешел из Святого во Святое-Святых небесного святилища: "Я видел ясно и отчетливо, как... наш Первосвященник .... на деся-тый день седьмого месяца, в конце 2300 дней, .... в начале вошел ... а потом вышел из ( небесного ) святилища; и , что Он совершает работу ... в Святом Святых прежде чем Ему вернуться на землю.  То есть Он пришел на сва-дьбу вовремя; другими словами Ветхий днями получил цар-ство, владычество и славу; и мы должны ожидать Его возвращения со свадьбы".                                                       
Впоследствии Эдсон вспоминал о том, что произо-шло: "Мы отправились в путь, и когда я проходил мимо большого поля, меня что-то остановило примерно на пол-пути. Казалось, небеса разверзлись предо мной, и я четко и ясно увидел, что наш Первосвященник, вместо того, чтобы выйти из Святого-Святых небесного святилища и прийти на землю в десятый день седьмого месяца, по око-нчании 2300 дней, в этот день впервые вошел во второе отделение этого святилища, чтобы перед возвращением на землю совершить в Святое-Святых еще некую рабо-ту". (Цитируется по Франсис Д. Никол, The Midnight Cry (Вашингтон: Rewiew and Herald, 1945), стр. 458).               .                                                                         Тщательное исследование Библии, проведенное Эд-соном, Ф. Ганом и Л. Крозиером подтверждает - да, этот Его переход, согласно книгам Ветхого завета, и есть то са-мое "очищение святилища", о котором говорилось в Дан.8:14. Крозиер публикует выводы исследования в мес-тной прессе, и это мнение начинает распространяться сре-ди всех разочарованных миллеритов.                          .                                                       В числе первых принявших эту новую точку зрения, объяснявшую, пусть и не до конца, причину "Великого Ра-зочарования 22 октября", находится и молодая миллеритка Елена Гармон, получившая дар пророчества и ряд ободри-тельных для адвентистов видений. Эта небольшая группа с Х. Эдсоном приходит к выводу, что 22 октября 1844 г. за-звучала третья ангельская весть из Отк.14:9-12 - "кто пок-лоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его". Под "зверем" они понимают папство, под его "образом" - образ правления, который будет создан изгнавшим их про-тестантизмом в недалеком, как они верят, будущем, кото-рый будет, как и папство в средние века, карать за инако-мыслие смертью. А под "начертанием зверя" с 1845 г. они стали понимать празднование воскресного дня, введенное папством в противоположность субботе.                             
    По началу Е.Уайт резко отрицательно относится к соблюдению субботы и к инициатору ее соблюдения Д. Бэйтсу (один из лидеров "движения седьмого месяца"), считая субботу законничеством, а его самого - законником. Позже, осенью 1846 г., под влиянием Библии, она вместе с мужем, Дж. Уайтом, изменяет  свою точку зрения.           
За В. Миллера и за многих других сказал Хаймс: "Мы ошиблись в убеждении, к которому, мы думали, были приведены словом и Духом и Провидением Божьим". В движении "Седьмого месяца" явно чувствовалась неземная сила, "на пути которой не существовало преград". Эта весть "принималась людьми в самых различных местах с такой ревностью, что сомневаться в божественном благоволении было просто невозможно. Повсеместно она приводила людей к покаянию и смирению. Она отрывала взоры людей от земных предметов, разрешала все их споры, прекращала вражду, приводила к исповеданию грехов самими потерянными грешниками, подчиняла Божественной воле". "Мы не могли не воскликнуть: "Кто мы пред Богом, чтобы препятствовать Ему?"("Полуночный крик" 31 октября 1844 г. Стр. 140)                                                                                               Вспоминая о пережитом опыте после разочарования Е. Уайт писала: "Было почти невозможно тогда проводить работу с неверующими. Разочарование 1844 г. омрачило разум многих и они не хотели слушать наших объяснений по этому вопросу»" ("Ревью энд Геральд", 20 ноября 1883 г.)                                                                                                      
В журнале “Знамения времени”, 31 октября 1844 г. читаем следующее относительно того движения: "После того, как миновал       

     1843 г. по еврейскому исчислению, адвентисты стали верить, что с этих пор нельзя больше рассчитывать с уверенностью на определенные времена”. Они верили согласно определенного летоисчисления, что они пришли к концу всех пророческих периодов, когда следует ожидать Второго пришествия Христа. Но между обыкновенным исчислением и божественным, может быть небольшая разница и нужно было ждать результатов. Они взяли все свои светильники и вышли навстречу Жениху, но Жених не явился; и не явился, когда Его ожидали в 1843 г. Во время опоздания видения все решили ожидать в твердой уверен-ности, что пришествие Христа не может запоздать, но что его можно ожидать каждую минуту. Как искренно они верили, доказывают ниже следующие строки: “Весною некоторые из наших братьев на севере Нью-Гампшира так глубоко верили, что Господь придет еще до зимы, что не обрабатывали своих полей; другие, что сеяли и садили, были так охвачены уверенностью в скорое пришествие Господа приблизительно в середине июля, именно в полночь еврейского дня-года (день согласно Бытия 1 гл. состоит из вечера и утра. Полночь согласно этому является второй четвертью). Таким образом, у пророческого дня - года полночь попадает на вторую четверть года и так как еврейский год начинается в апреле на июль, что они не могли совместить со своей верой сбор жатвы. Те же, которые пошли в поле соби-рать урожай, нашли, что они не соберут его, и следуя своему долгу оставили урожай на произвол судьбы, чтобы доказать свою веру поступками и таким образом осудить мир. Это рвение распространилось по всей Новой Англии. В это время наши собратья в Майне были озарены све-том, что суд должен предшествовать пришествию Хри-ста, чтобы он произошел одновременно с жатвой; и что-бы он начался не только при конце мира, а еще некоторое время перед концом. Согласно с этим взглядом, учили они, что мы находимся во время суда, что решение суда на-ступило теперь, что слуги Божии будут запечатлены и что исполнение всего этого будет сигналом для четырех ангелов, держащих еще четыре ветра, чтобы их выпус-тить. ( Откр. 7:1). От середины июля месяца почило осо-бое благоговение на благовествовании времени. Отпавшие были вновь возвращены, которые присоединились к одному из этих мнений, казались перерожденными и согласно предсказания - как пробуждение от сна. Но в полночь раздался крик: “Вот жених ждет, выходите ему навстречу”. Тогда все девы встали и поправили свои светильники. С июля месяца появились такие движения в разных частях Новой Англии; хотя эти явления не совсем были сходны друг с другом, но все же благословение покоилось на них, так что многие, чьи светильники уже погасли, были также охвачены и вполне посвятили себя Богу. В лагерном собрании в Эседере в Нью-Гемпшире замечены были все эти впечатления, которые имели все адвентистские общины. ("Великое адвентистское движе-ние". Г.И.Лебсак.)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии