Автор Тема: Размышление над Мф.5:21-26  (Прочитано 15070 раз)

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Размышление над Мф.5:21-26
« : June 20, 2017, 08:58:05 PM »
Синодальный перевод Мф. 5:21-26 -

Цитировать
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:21-26)

Это очень хороший и глубокий по своему содержанию текст Священного Писания, над которым лично мне приходилось уже не раз размышлять, и всякий раз нахожу его актуальным.

Решил поделиться своими рассуждениями над данным текстом с Друзьями. Кто желает, может потом меня дополнить, поправить или задать свои вопросы.

Итак......................................


Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Размышление над Мф.5:21-26
« Ответ #1 : June 20, 2017, 09:01:36 PM »
В первых двух стихах этого отрывка - в 21-22 - Господь исправляет ошибку "древних". Рассмтрим тут несколько моментов.

1. Кто эти "древние"? О чем (или о ком) речь?

Многие христиане думают, что речь идет о Ветхом Завете (далее ВЗ), что мол, Иисус тут цитирует ВЗ. Но, действительно ли тут идет речь о ВЗ? Лично я размышляя над этим вопросом пришел к выводу, что не о ВЗ тут говорит Христос. Позвольте кратно изложу свою позицию.

Во-первых, начну с самого очевидного - Господь приводит тут ЦИТАТУ! Вы где-нибудь встречали в ВЗ такую цитату? Я нет. Откуда Он тогда цитирует? Откуда угодно, но только не из Закона Моисеева и даже не из ВЗ вообще. Найдете ТАКУЮ цитату в ВЗ, покажите мне, заберу свои слова обратно ?

Далее.

Во-вторых, Господь тут явно противопоставляет Свои слова и слова "древним". Зачем же Ему это делать, если эта цитата, скажем, из Закона Моисеева? Ведь если это слова Божьи, то они правильны и истины и там нечего исправлять (а Господь явно ИСПРАВЛЯЕТ!).

Далее.

В-третьих, грамматический анализ слова "древним" указывает на то, что это слово дательного падежа, следовательно, отвечает на вопрос КОМУ (было сказано), а не КЕМ (было сказано). Следовательно, речь идет не о ИСТОЧНИКЕ, но о ПОЛУЧАТЕЛЯХ, под словом "древним" подразумеваются люди (скорее израильтяне!), которым были сказаны эти слова. Но, не ясно кем были эти слова сказаны или с какого источника Христос цитирует эти слова. Если исходить из первых двух вышеизложенных пунктов, то очевидно, что Христос взял это не из ВЗ, но из другого источника. Возможно, что этим источником были так званные "предания старцев", что более вероятно в контектсе всего Евангелия от Матфея. Например, в Мф. 15 Христос обличает за соблюдение "предания старцев" в ущерб заповеди Господней. Так и тут, в Мф. 5:21-22, Христос также исправляет ошибку в приводимой цитате. В чем ошибка, я еще буду говорить дальше.

Итак, лично я склоняюсь к тому, что Христос цитирует тут не из ВЗ однозначно, но скорее из "преданий старцев".

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Размышление над Мф.5:21-26
« Ответ #2 : June 20, 2017, 09:07:51 PM »
2. В чем ошибка "старцев"?

На первый взгляд кажется странным то, что Христос в этих словах видит ошибку. Ведь подумайте сами - что неправильного в тех словах "старцев"?  Смотрите - разве неправильно было, что "старцы" говорили "не убей!"? конечно, правильно!!! В чем же тогда проблема? Или дальше давайте посмотрим по цитате - разве неправильно было, что за убийство нужно привлекать человека к суду и ответственности за убийство? Конечно, правильно!!! Так и Закон говорил и справедливость этого требует! Так в чем же проблема в словах "старцев"?
Я нахожу ответ на этот вопрос в ответе самого Христа. Точнее в следующих стихах, которые я сейчас рассмотрю.

Смотрите, что говорит Христос дальше, противопоставляя Свои слова словам "старцев" -

Цитировать
22 А Я говорю вам, что всякий,
 гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет
брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный",
подлежит геенне огненной.

Христос не говорит, что можно убивать, или что это хорошо, или что запрет старцев на убийство неправилен или что судить убийц неправильно. Нет, совсем не в этом Он видит ошибку. Ошибка в другом. В чем? Ошибка "старцев" в том, что они запрещали убийства, но не запрещали следующее -
а) напрасный гнев на брата своего
б) оскорбления и унижения брата - "рака", "безумный".
Они не считали, что за такие дела человек тоже подлежит суду и несет ответственность за это.

По сути, "старцы" умалили эти грехи и не считали необходимым призывать человека за них к суду и отвечать за них. Но, Христос тут другого мнения. Он говорит, что уже за напрасный гнев на брата, человек подлежит суду! А за "рака" - синедриону (высшему государственному суду! Предмставить только - лишь за оскорбление, уже Верховный Суд!!!!), а за "безумного" - вообще можно получить "геену огненную"! Во как! Кто-то может подумать, что это перегиб и через чур строго или даже жестоко. Но, на самом деле это справедливо и должно отрезвить каждого, кто грешит против "брата" своего.

Обратите внимание на то, что в этом, 22 стихе, Христос ТРИЖДЫ использует одно и тоже слово, что должно заставить нас обратить внимание на это слово, чтобы понять проблему или ошибку, которую увидел Христос - ПОДЛЕЖИТ! Именно это слово трижды употребил Христос, что еще раз показывает, что "старцы" считали ПОДЛЕЖАЩЕГО суду убийцу "брата своего", а Христос считает, что суду ПОДЛЕЖИТ и тот, кто гневается напрасно на брата и кто скажет на брата своего "рака" или "безумный".

Итак, лично я вижу ошибку в словах "старцев" в том, что они умаляли некоторые грехи против "брата", тогда как Христос показывает, что Бог строго судит всякий грех против "брата".
Может я не совсем четко или корректно сформулировал, но примерно так ?

Далее.

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Размышление над Мф.5:21-26
« Ответ #3 : June 20, 2017, 09:21:08 PM »
После того, как Христос показал ошибочность слов "старцев" на счет ответственности за грех против ближнего, Он показывает, как же нужно поступать, в случае нашей вины перед ближним.

Вот, что Он говорит на этот счет -

Цитировать
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.(Матф.5:23,24)

Хочу обратить тут внимание на следующее -

"...если ты принесешь дар твой к жертвеннику..."

Причем тут дары и жертвенники, если по контексту речь идет о убийствах, о гневе и вообще о преступлениях против ближнего своего?

Я думаю, вот что -

отношения с ближними нашими тесно связанно с нашими отношениями с Богом. Поэтому, если наши отношения с ближними нарушены, то не можем даже и не надеяться на то, что Бог благосклонно будет принимать нас и наши дары, когда мы будем приходить к Нему.  Потому, видимо, Христос заговорил тут о дарах и жертвеннике.

Далее.

"...и там вспомнишь..."

Может так случиться (и так бывает в жизни!), что ты сделал что-то против ближнего своего, но забыл об этом. Такое бывает. Я не говорю, что это хорошо. Просто констатирую факт.
Но, приходя "на место, которое изберет Господь", и вообще являясь в присутствие Божье, мы вдруг вспоминаем о своем преступлении перед ближним нашим. Через Слово, через пение или еще через что-то Бог может нам напомнить об этом. Ведь мы приближаемся к СВЯТОМУ Богу, который не потерпит ничего нечистого, никаких наших грехов.
Что же тогда делать, когда вспомнили? Смотрим дальше.........

Извиняюсь, упустил еще один важный момент.  Вот он -

"...что брат твой имеет что-нибудь против тебя..."

Что вспомнишь?

Тут я хочу подчеркнуть несколько важных слов, прежде чем перейду к вопросу, что же делать дальше, когда вспомнишь, что брат твоей имеет что-нибудь против тебя.

Во-первых, я обратил внимание на слова "что-нибудь". Получается, что это может быть что угодно. Для тебя это может мелочи, но для брата - нет. А речь в тексте идет о интересах брата, а не о твоих собственных. Далее.

Во-вторых, я обратил внимание и на слова "брат твой имеет... против тебя". Ты может быть ничего против него и не имеешь (по сути, об этом - о тебе - речь тут и не идет!), но брат твой имеет, и имеет против тебя!
И не важно, ЧТО он имеет против тебя. Важен сам факт, что он ИМЕЕТ ПРОТИВ ТЕБЯ. У него, возможно, какая-то обида на тебя, он видит в твоих действиях какую-то несправедливость может. Не важно также и то, виноват ли ты на самом деле или нет. Может и не виноват. Или может ты думаешь или тебе кажется, что не виноват, а на самом деле виноват. Иногда можно услышать - "у меня все хорошо - совесть чиста и душа спокойна". Но это может быть обманчивым чувством и такой обман может быть по причине твоей заглушенной, нечистой совести. Потому не стоит себя тешить и успокаивать этим. Тем более, когда дело если дойдет до суда, то там не будут спрашивать тебя, что у тебя на душе и как с совестью обстоит дело.
Важно другое - брат против тебя что-то имеет. Ты это вспомнил, и пусть даже не у жертвенника, а в другом месте.

Что тогда делать?

А дальше, Господь предлагает вот что делать:

Цитировать
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой"

Все, чего ожидает от нас Господь в таких случаях - примирения с братом, который что-то имеет против нас.

Тут хочу обратить внимание на следующее -

Во-первых, инициатива примирения лежит на нас, а не на брате. Господь говорит - "пойди ТЫ....", а не "погади, пока брат твой придет". Даже если мы не виноваты, и вспомним, что брат наш имеет что-то против нас, то должны проявить инициативу и пойти примириться. Это требует смирения, конечно. Это бьет по нашеу эгоизму. Но, другого пути Господь не предлагает нам, как через распятие своего Я. Далее.

Во-вторых, говоря "оставь дар твой", Бог не прогоняет нас от Себя. Ведь дальше Он даже говорит - "и тогда приди". Т.е. очевидно, что Он хочет иметь с нами отношение, хочет, чтобы мы приближались к Нему. Но, для Него важно, КАК мы приближаемся к Нему. И потому, Бог хочет, чтобы мы с начала шли и примирялись, а потом приносили жертвы.

И в-третьих, обратил внимание и на слово ПРИМИРЕНИЕ. Да, именно примирение, а не просто попросить прощение, или возместить ущерб, или еще что-то. Примирение - это наша цель, а попросить прощение, возместить ущерб и прочее - это средства достижения цели. Примирение в данном случае означает, что нужно сделать все возможное, чтобы брат ничего не имел против нас. А для этого может и не раз придется поговорить с братом, не раз и прощение попросить, не раз еще что-то сделать, и ущерб возместить. Главное, чтобы между тобою и братом восстановился мир, произошло примирение. Как и учит нас Писание, чтобы мы имели мир со всеми людьми, а тем более с братом. Итак, главное - ПРИМИРИТЬСЯ.

Оффлайн Дмитрий

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 758
Размышление над Мф.5:21-26
« Ответ #4 : June 20, 2017, 09:25:50 PM »
И последняя моя мысль:

Цитировать
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:25,26)

В этих словах Господь делает предупреждение тем, кто по каким-либо причинам медлит с примирением.

Его предупреждение состоит из двух частей -

1. Призыв поторопиться с примирением - "мирись с соперником твоим СКОРЕЕ"!
Заметьте, СКОРЕЕ или БЫСТРО! Это явно говорит о том, что медлить с этим нельзя. Почему? Ответ дальше.

2. Предупреждает о том, что промедление может стоить расплаты - "...чтобы соперник не отдал тебя судье..." и далее по тексту.
Пока еще не пришло время суда и расплаты, спеши мириться с тем, перед кем виноват. Спеши уладить отношения, восстановить мир с братом имеющим что-либо против тебя, потому что потом может быть уже поздно, может наступить суд и расплата. И Господь говорит, что не выйдешь оттуда пока не отдашь последнего. Зачем доводить себя до такого? Конечно, имеет смысл примириться скорее и будь свободен.

Аминь.