Вскоре после взятия Иотапаты вся Галилея оказалась подконтрольна Риму. Многие города сдавались без боя. Этому в немалой степени способствовали евреи, отказавшиеся поддержать восстание. И, в первую очередь, Агриппа II.
Война продолжилась, и к 69 г. у евреев остались только Иерусалим и Масада. Все это вызывало брожение в рядах повстанцев, обвинявших в провале центральное руководство. Кровавые столкновения зимой 68/69 г. в Иерусалиме, куда стекались наиболее радикально настроенные элементы, закончились уничтожением умеренно настроенных руководителей. Власть в городе захватили лидеры радикального толка, которые в придачу ко всему еще и воевали между собой.
Разобщенность между различными еврейскими партиями в Иерусалиме достигло пика. Хотя они договорились об объединении при непосредственной угрозе римского вторжения, их вражда серьезно ослабляла повстанцев. Узнав об этом, Веспасиан решил позволить евреям убивать друг друга до начала долгой тяжелой осады.
Нерон покончил жизнь самоубийством (9 июня 68 г.), оставив империю в состоянии гражданской войны. Эта новость побудила войска провозгласить Веспасиана императором. Оставив Тита заканчивать компанию против евреев, он уехал в Рим.
Тит в Кесарии подготовил кампанию против Иерусалима. В его войско входили четыре легиона (5-ый, 10-ый, 12-ый и 15-ый), пять тысяч пеших пикейщиков из Египта и армии союзных царей.
Тит.
Из всех союзников никто не помог Титу больше, чем три враждующие партии, ведущие гражданскую войну в Иерусалиме. Каждую возглавлял человек сомнительных моральных качеств, хотя и грамотный в военном деле. Иоанн, Симон и Элиэзер возглавляли каждый собственную армию и использовали ресурсы города, чтобы уничтожить друг друга. Людям хоть сколько-нибудь заметным оставалось только быть убитыми или покинуть город. Военные запасы были истощены в этих стычках. Продовольственные склады горели, и несчетные тысячи гибли насильственной смертью и от голода.
осада ИерусалимаКогда римляне начали осаду города, междоусобица в городе не только не прекратились, но, напротив, еще более усилились после резни, учиненной людьми Иоанна, в результате которой была уничтожена группировка Элиэзера. Лишь после первой атаки римлян на северную стену города Иоанн и Симон пришли к соглашению о совместных действиях. Стычки между еврейскими партиями внезапно прекратились. Симон, у которого было наибольшее войско примерно в пятнадцать тысяч человек, занял оборону на северной, западной и южной стенах. Иоанн и Элиэзер с десятью тысячами защищали восточные подступы к внутреннему городу и Храму.
Тит при осаде активно использовал боевые приспособления и механизмы. Тараны, разбивающие стены, катапульты бросающие снаряды, которые разрушали все вокруг, и осадные башни, поднимавшие осаждавших выше городских стен, демонстрировали силу Рима.
Римляне поставили три отдельных лагеря. 10-ый легион располагался на Масличной горе, контролируя Иерусалим сверху и подходы со стороны Иерихона. 12-ый и 15-ый легионы, запирали город с северо-востока. 5-ый легион был на востоке от внутреннего города и Храмовой горы.
Еврейские защитники успешно отбивали первые атаки. Они совершали вылазки за пределы стен, разгоняя нападавших и разрушая их боевые машины.
Самой смелой из всех была атака евреями лагеря десятого легиона. Их натиск был так стремителен, что римляне были отброшены, и даже жизни Тита угрожала опасность. Когда римляне отступили на Масличную гору, евреи кинулись их преследовать. Обе стороны несли большие потери в битве. Наконец, римляне перегруппировались и организовали оборону на холме, тогда евреи отступили назад под защиту городских стен.
Тит решил передвинуть войска ближе к городу. Во время этого перемещения евреи атаковали с севера 15-ый легион, нанеся тяжелые потери. Римляне, потрясенные тем, что осажденные их атакуют, мгновенно запаниковали, давая большое преимущество евреям. Тит, восстановив порядок в войсках, собрал их для отражения атаки. Евреи продолжали такие вылазки постоянно, мешая атакам римлян.
Приспособления и военные машины, используемые римлянами, были наиболее крупными и наилучшими из существовавших на тот момент. Двигатели, приводимые в движение людьми при помощи сложной системы приводов и блоков, перемещали стенобитные орудия с силой, способной разрушить стены Иерусалима. Другие катили вперед и назад десятиярусные осадные башни. Эти осадные башни наносили наибольший ущерб, так как поднимали атакующих выше его стен. Самое большое стенобитное орудие, именуемое Виктор, использовалось против внешней западной стены. Удары Виктора были такой силы, что сотрясали внутренний город как повторяющиеся землетрясения.
Мощные катапульты бросали камни столь большие, что они могли пробивать стены и дома. Они также были эффективны против групп атакующих. К несчастью для римлян, у евреев было много таких приспособлений, захваченных у Цестия Галла. Теперь они эффективно использовались для разрушения осадных башен и других римских машин.
Виктор пробил первую стену к концу мая 70 г. Это было приблизительно через год с момента начала кампании из Кейсарии. Римляне вошли в верхний город. Дважды они были отброшены. Вторая стена пала в июле 70 г, но римлян снова отбросили назад.
Когда внешняя западная стена перед огромным лагерем 5-го, 12-го и 15-го легионов была практически разрушена, дальнейшая осада была уже под стенами нижнего города и Храма
В августе римляне вошли в Храмовый двор. Храм пал и был сожжен к сентябрю вместе с нижним городом. В еврейской традиции считается, что Храм был разрушен 9-го ава – в тот же день, когда в 586 г. до н.э. был разрушен Навуходоносором Первый Храм (Храм Соломона). Поэтому 9-е ава – день траура в память этих событий. Последнее еврейское сопротивление сосредоточилось на небольшой южной окраине, где и было сломлено через месяц. Рим теперь владел Иерусалимом после почти полугодовой осады, а вся кампания, включая сбор войска, подготовку и передвижения, заняла почти полтора года.
Победа стоила Риму больших трудов. Часто целые месяцы требовались, чтобы продвинуться на сотни метров. Многочисленные ловушки и диверсии стоили жизни тысячам захватчиков.
Самой страшной бедой во время осады Иерусалима был голод. От голода погибло больше, чем в боях. Сокращение рациона было таким большим, что тысячи были убиты за кусок хлеба. Мера пшеницы стоила 3000 шекелей.
Тит при каждом удобном случае предлагал условия сдачи. И тысячи евреев были убиты при попытке сдаться. До последнего момента после разрушения Храма переговоры даже не рассматривались. Даже когда Тит обещал оставить жизни, осажденные продолжали сражаться.
На каждом захваченном участке римляне вырезали жителей и забирали все ценное. Иерусалим был настолько богат, что стоимость золота по всей империи уменьшилась на 60%. Многие из евреев, которые сдались, глотали золото, пытаясь спрятать его от захватчиков. Когда это стало известно, сирийские наемники начали резать пленников, чтобы порыться у них во внутренностях. Это произошло, несмотря на обещание помилования.
Когда Римляне вошли в город. Последние укрепление было Храмовая гора. То есть Храм и территория вокруг Храма.
Храмовая гора. Там стоит сейчас мечеть Омара.Согласно описанию событий у Иосифа Флавия в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты.
В то же время, другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал.
Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины.
Храмовая гора была распахана.
Таким образом, в середине лета 70 г. Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме
Предполагается, что в Иерусалиме погибло более 1 200 000 евреев. В это число входят мирные жители, а также те, кто погиб от голода и был убит. Как пишет Иосиф Флавий «… мостовую не было видно под телами… не было ни одного уголка города не покрытого их телами…». В конце римляне спотыкались о груды тел, чтобы добить тех, кто еще был жив. Мертвых просто сваливали в кучи на улицах.
Из 250 000 выживших, несражавшихся мирных жителей города половине было позволено идти на все четыре стороны и селиться где-нибудь еще. Другая половина была продана в рабство. Их было так много, что цены на рынке рабов достигли абсолютного минимума всех времен. Предводители и сражавшиеся были казнены, распяты или отправлены гладиаторами в театры по всей империи. Самые высокие и сильные были отправлены в Рим на победные торжества. Симон, один из захваченных руководителей восстания, был казнен во время этих торжеств.
Также в Рим были отправлены сокровища из Храма. Менора Ирода, отлитая из золота, была главным трофеем. Другие трофеи включали в себя монолитные столы из золота, многочисленные золотые сосуды, шелка, специи и пожертвованные деньги. О размерах сокровищ до сих пор напоминает Триумфальная арка Тита в Риме.
Пленные евреи из Иудеи на внутренней стене Арки Тита