Иреней Лионский (130-200 гг. по Р.Х.),
«Доказательства апостольской проповеди»
Абзац 5: Поэтому дело представляется следующим образом: Бог, Отец, не происшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога и после (ниже) Которого нет иного Бога; и так как Бог – разумное существо, то поэтому Он – Словом создал происшедшее; и так как Бог – Дух, то Он Духом украсил все, как и говорит пророк: «Словом Господним небеса утверждены и Его Духом вся сила их» (Пс.32:6). Поелику же слово утверждает, т.е. есть произведение тела и дает сущность эманации, а дух упорядочивает и образовывает различия сил, то по всей справедливости Слово названо Сыном, а Дух – Премудростию Бога. Прилично (к данному случаю) говорит также Павел, Его апостол: «Один Бог Отец, Который над всеми и со всеми и во всех нас» (Еф.4:6). Ибо над всеми – Отец, а со всеми – Слово, так как чрез Него все произошло от Отца, во всех же нас – Дух, Который взывает: «Авва Отче»(Гал.4:6), и приготовляет человека к богоподобию. Дух показывает Слово, и потому пророки возвещали Сына Божия; но Слово дает образ Духу, и поэтому Оно Само – вдохновитель пророков и приводит человека ко Отцу.
Абзац 6: Таково правило нашей веры и основание здания и крепость хождения: Бог, Отец, не происшедший, не обемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего; это – самое первое положение нашей веры. Второе же положение – Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус наш Господь, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и следуя определению Отца, – чрез Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, соделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и произвести общение единения между Богом и человеком. И третье положение – Дух Святый, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога.
Абзац 7: И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына чрез Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т.е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына – чрез Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец.
Абзац 8: Но Отец назван от Духа высочайшим и вседержителем и Господом воинств, чтобы мы познали Бога, что сей самый есть творец неба и земли и всего мира и создатель ангелов и людей и Господь всего, чрез Которого все это произошло и от Которого все питается, милосердный, милостивый, и благостный, добрый, праведный, Бог всех, иудеев так же, как и язычников, равно как и верующих, но верующих, как Отец, ибо в конце времен Он открыл евангелие всыновления. Иудеев же (Бог), как Господь и законодатель, ибо в средине времен, когда человечество забыло Бога и удалилось от Него и отступило, Он посредством закона привел их в служение, чтобы они узнали, что имеют (над собою) Господа, создателя и основателя мира, Который дает дыхание жизни, Которому мы должны покланяться день и ночь. Язычников же Он – Бог, как творец и вседержитель, вместе с тем также как питатель и хлебодавец и царь и судия; ибо никто не избежит Его суда, ни иудей, ни язычник, ни верующий, который согрешил, ни ангел. Но те, которые теперь не надеются на Его благость, на суде узнают Его силу, как говорит блаженный апостол: «Ты не разумеешь, что благость Божия влечет тебя к покаянию, ты своим упорством и нераскаянностью своего сердца собираешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, который воздаст каждому по его делам» (Рим.11:4–6). Сей есть Тот, Который в законе назван Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, Богом живых. И не смотря на все это, высота и величие именно этого Бога неописуемы.
Абзац 30: Сюда посланы были Богом пророки, которые Духом Святым наставляли народ на путь и возвращали к всемогущему Богу отцов; они явились провозвестникамн нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, возвещая, что плоть Его произрастет из дома Давида, вследствие чего после длинного ряда поколений Он по плоти будет сыном Давида, который есть сын Авраама, – но по Духу Он – Сын Божий (ср. Рим.1:3 сл.), так как Он прежде был у Отца, рожденный прежде всего творения мира, и в конце времен явился всему миру в человеческом образе; чрез это Слово Божие в Себе совершило все, что на небе и на земле.
Абзац 43. Богу же должно верить во всем, ибо Бог истинен во всем, также и в том, что касается бытия Сына Божия; и Он был не только прежде Своего явления в мире, но также и прежде происхождения мира, о чем прежде всего пророчествовал Моисей; он говорит по-еврейски: Baresit bara elowim basan benuam samentares, что в переводе на наш язык значит: «Сын в начале – потом сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Об этом свидетельствует также и пророк Иеремия следующим образом: «Прежде денницы Я родил Тебя и прежде солнца Твое имя» (Пс.109:3; Пс.71:17). А это значит прежде сложения мира, потому что вместе с миром произошли также и звезды. И опять он говорит: «Благословен Тот, Который был прежде происхождения человека». Ибо для Бога Сын имел начало прежде сложения мира, а для нас теперь, когда явился. Прежде же этого Он не был для нас, так как мы не знали Его. Посему также ученик Его Иоанн, намереваясь повествовать нам, кто есть Сын Божий, Который прежде происхождения мира был у Отца, и что все происшедшее чрез Него получило бытие, говорит так: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все чрез Него произошло, и без Него не произошло ничего» (Ин.1:1–3). Этим он твердо устанавливает, что это Слово, (Которое) в начале (было) у Бога (и) чрез Которое все произошло, есть также Его Сын.
Абзац 44. И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом: «Тогда явился ему Бог у дубравы Мамре в полдень, и когда он взглянул, вот, три мужа стояли перед ним, и он поклонился до земли и сказал: о, Господи, если я обрел благоволение пред Тобою» (Быт.17:1–3), и все, что затем еще следует, он говорил с Господом и Господь говорил с ним. Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с Которым Авраам и беседовал, когда ходатайствовал за содомлян, чтобы они не были уничтожены, если там найдется даже только десять праведников. И когда они еще говорили, два ангела пошли в Содом, где взяли Лота. А потом Писание говорит: «И пролил Господь на Содом и на Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт.19:24). Беседовавший с Авраамом был Сын; так как Он был Господь, то Он от Господа небес, от Отца, Который владычествует над всем, получил власть для наказания содомлян. Таким образом, Авраам был пророком и видел будущее, которое должно было произойти человеческим образом, (видел) Сына Божия, как Он беседовал с людьми и ел с ними и потом должен совершить над ними суд Отца, как Он получил власть для наказания содомлян от Того, Кто владычествует над всеми
Абзац 45. И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице. т. е. на древе, которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него. Ибо Его страдания суть наше вознесение горе. И все подобные видения указывают на Сына Божия, как Он беседовал с людьми и жил с ними. Ибо с Авраамом беседовал, пребывая на малом месте, не Отец всего, Который не мог быть видим миром, и не Творец всего, Который говорит: «Небо – престол Мой и земля – подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне и какое место – покой Мой» (Ис.66:1; Деян.7:49)? и Который объемлет землю Своею горстию и простирает небо Своею рукою, но Слово Божие, Которое всегда было с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека божественному.
Абзац 46. Он есть Тот, Который говорил с Моисеем в терновом кусте и сказал: «Я достаточно видел угнетение Моего народа, который в Египте, и сошел спасти его» (Исх.3:7 сл.). Он есть Тот, Который восходил и нисходил для спасения угнетенных, выведши нас от владычества египтян, т. е. от всякого идолослужения и от всякого безбожия, спасши нас из Красного моря, т.е. освободив нас от смертоносного смятения язычников, от горькой досады их поношения. Ибо Слово Божие предуготовало в них наши (касающихся нас) обетования о спасении, тогда во образе, наперед показав будущее, а теперь действительно избавив нас от жестокого служения язычников; так и в пустыне Он источил обильный поток воды из камня, камень же – Сам Он; Он дал также двенадцать источников воды, т.е. учение двенадцати апостолов. Также упорствующих маловеров Он умертвил в пустыне, верующих же в Него и сделавшихся младенцами в злобе (ср. 1Кор.14:20) Он ввел в наследие отцов, которое распределяет в наследство не Моисей, а Иисус, Который и нас освободил от Амалика чрез связывание Своих рук и возвел в царство Отца.