Исторический раздел > Исторические события до рождения Иисуса Христа

ПОДГОТОВКА ДРЕВНЕГО МИРА К РОЖДЕНИЮ ИИСУСА ХРИСТА

(1/3) > >>

Slava:
ПОДГОТОВКА К ХРИСТИАНСТВУ В ИСТОРИИ ИУДЕЙСКОГО НАРОДА И ЯЗЫЧЕСКОГО МИРА

План изложения.

I. Израиль

1. Хронология от Навуходоносора до смерти Александра Македонского. Палестина под контролем Селевкидов.
2. Антиох Епифан. Маккавейское восстание. Хасидеи
3. Помпей захватил Иудею. Ирод Великий
4. Школы или течения в Иудеи
   а) Фарисеи
   б) саддукеи
   в) Ессеи
   г) Зилоты
   д) Иродиане*

II. Языческий мир.

1. Римская империя.
   а)  Зарождения Римской империи. Территория.
   б) Дороги Рима
   в)  Греческий язык
   г) Население Римского государства в разные периоды
2. Философские школы.
   а) Киники
   б) Эпикуреизм
   в) Стоицизм
3. Религии Римской Империи
4. Исскуство в Римской Империи
5. Римское право.

Slava:
I. Израиль
1. Хронология от Навуходоносора до смерти Александра Македонского. Палестина под контролем Селевкидов.

586 г до н.э
Иерусалим был взять царём Вавилонским Новохудонасором, город, храм были разрушен, а большинство иудеев - выселены в Вавилон. 


Нововавилонского царства (626—539 до н. э.) просуществовало около 100 лет

539 году до н. э.
Вавилон был завоёван персидским царством. Персидский царь Кир издал повеление о восстановлении Храма и возвращения Иудеев.


Гробница Кира.
Кир погиб в сражении со скифами.
 Надпись на гробнице: О, человек, кто бы ты ни был и откуда бы ни пришёл (я знаю, что ты придёшь)! Я Кир, владевший персидским царством. Не отказывай мне в горсти праха, которая покрывает моё тело.

537 года до н. э
 возвращения первой партии Иудеев с книжником Едрою. Иудеи начали восстанавливать храм, лежавший в руинах.

515 году до н. э.
После неоднократных увещеваний пророков Аггея и Захарии здания Храма, было окончательно построено

445 года до н. э
под руководством Неемии, были заново построены стены Иерусалима

334 году до н. э.
Александр Македонский  разгромил персидских сатрапов, а на следующий год победил персидские войска в битве у города Исса (северо-восточный угол Средиземного моря).


Александр Македонский

 Повергнув Сирию и войдя со своей армией в Иерусалим, он прошел в Египет, где основал город Александрию (331 год до н. э.). Затем он вернулся через Палестину в Персию, где низложил персидского монарха Дария.


Александр Македонский в шлеме Геракла (голова льва) на саркофаге из Сидона

 летом 323 года до н. э.
Александр Македонский пришел в Вавилон, намеченный им в качестве столицы своей огромной империи, то был сражен лихорадкой и умер в возрасте 32-х лет.
 Он не назначил себе преемника, и семь его главных военачальников начали междоусобицу. Те четверо из них, что пережили период вражды и интриг, положили основание четырем великим империям на территориях, ранее завоеванных Александром.
 К истории Палестины имеют наибольшее отношение две из них: династия Птолемеев в Египте и династия Селевкидов в Сирии и на Востоке.


Раздел державы Александра Великого (301 до н. э.)

Палестина лежала примерно посередине между Сирией и Египтом, и державы спорили за обладание ею.
в 320 году до н. э. эта территория была официально присоединена Птолемеем I из Египта.

 В последующие 122 года иудеями правили их собственные первосвященники, но первосвященники подчинялись своим египетским владыкам. В общем и целом, данный период для иудеев был временем мира и безопасности.
 По большому счету, Птолемеи были мягкими правителями, и в религиозные верования и обычаи подчиненных им народов вмешиваться не пытались. Поэтому Иудеи могли жить свободно по закону Моисееву.

285-246 гг. до Р.Х   Септуагинта. Согласно истории написанной в послании некоего Аристея (около 100 г. до Р.Х.), а также в трудах Иосифа Флавия. царь Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до Р.Х.) поручил перевести на греч. язык Книги Еврейского Писания семидесяти двум израильским старейшинам (по шести от каждого колена), что заняло у них 72 дня. Они сделали этот перевод в г. Александрии.
 

Септуагинта LXX

Этот перевод в дальнейшим был большим подспорьем для первых христиан, особенно тем которые обратились в христианство из язычников. Этим переводом пользовался Апостол Павел в своём благовестии язычникам.
 Так Бог приготовлял древний мир для проповеди Евангелия.

В 198 году до н. э. Антиоху III, энергичному и предприимчивому селевкидскому властителю, удалось вырвать Палестину из-под египетского контроля и присоединить ее к Сирии. Это очень изменило и осложнило жизнь для иудеев.
 Селевкиды старались насадить греческую культуру, греческих богов на подчиненным им территории. Они также прививали греческий язык.

Slava:
2. Антиох Епифан. Маккавейское восстание. Хасидеи

В 175 году до н. э. на сирийский престол взошел Антиох IV Епифан. Титул «Епифан» означает «Славный». Однако жертвы Антиоха впоследствии прозвали его Епиманом («Помешанным»).


Антио́х IV Эпифан[1] (др.-греч. Αντίοχος Δ' Επιφανής; ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.) — сирийский царь из династии Селевкидов[2] македонского происхождения, сын Антиоха III Великого, царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э.

Антиох IV Епифан проводил очень жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка и культуры) среди всех народов которые были в его царстве.
Период правления Антиоха Епифана освящается в неканонических книгах, которые называются Книгами Макавеев

 Вот так повествует в кн. Макавеев

--- Цитировать ---1Макк.1:41, Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом,  и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.
--- Конец цитаты ---

Поэтому, когда Антиох увидел, что Иудеи твердо держаться за обычаи и закон Моисея. Начал оказывать давление на Иудею.
Сперва он старался привить елленские обычаи мирным путём. Он начал действовать через первосвященника Иасона. Иасон оказался корыстным человеком, который не держался закона Бога.
 Он стал склонять и поощрять Иудеев перенимать греческие обычаи. Так в Иерусалиме была построено училище для телесных упражнений юношей. Туда привлекаться лучшие юноши.

Это училище имело греческое название Палестра


Палестра

Пале́стра — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

Те которые там учились во время занятий одевали головной убор, который назывался петас


Петас

 (Пе́тас (др.-греч. πέτασος) — шляпа для защиты от солнца с широкими и гибкими полями, распространённая в Древней Греции.) Они носили широкополую шляпу "петас" - атрибут Гермеса, бога борьбы и состязаний - в знак того, что ученики принимали греческие обычаи.

 Интересно описывает автор 2 книги Маккавеев

--- Цитировать ---2Макк.4:13-15
13 Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника,
14 так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска.
15 Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими.
--- Конец цитаты ---

Священники и первосвященники стали ходить на скачки. Перед началом которых приносились языческим богам жертвы
  Кроме того власти заставлять ходить на идольские жертвы в день рождения царя.
 Также когда был праздник Диониса (Дио́ни́с[* 1] (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος,  — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.) принуждали Иудеев одевать венки из плюща и идти в торжественном ходе в честь диониса.


--- Цитировать ---2Макк.6:7 С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.
--- Конец цитаты ---

И всё это под одобрением и покрытиям религиозного руководства Иудеев во главе с первосвященником Иасоном.
В результате такой деятельности конечно появились плоды сближения с эллинскими обычаями и культурой. У Иудеев сместился центр жизни. Поменялись ценности. Стали ценить эллинский почет, стали больше отдавать времени занятием спорта, нежели служение при Храме. Итак в народе появились те кто перенял эллинские обычаи и культуру. В их число входили священники и первосвященники.

  Но в народе продолжали оставаться те кому был очень дорого закон Бога. Им это очень не нравилось не смотря на это они продолжали ревновать о законе. Они сопротивлялись программе эллинизации. Появилось движение ревнителей. Которые назывались хасидеями (евр. «хасидим», т. е. «благочестивые»).

 Хасидеи противились программе царя Антиоха не приносили жертвы идолам не участвовали в шествиях, не учились в спортивных училищах. Но наоборот обрезывали своих детей, соблюдали субботу. Закон Моисеев.


--- Цитировать ---3Макк.2:20-24 Наконец он решился публично предать позору народ Иудейский, и поставил на башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: "Кто не приносит жертв, тому не входить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни;
21 внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса - лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами".
22 Но чтобы не сделаться ненавистным для всех, он прибавил в надписи, что если кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими гражданами.
23 Посему некоторые, ради права гражданского презрев отечественное благочестие, поспешно передались, как будто могли они от будущего общения с царем приобщиться великой славы.
24 Но большая часть укрепились мужеством духа и не отпали от благочестия; они отдавали деньги за жизнь свою, и небоязненно пытались избавиться от записи, имея добрую надежду получить помощь, и от отпавших отвращались, почитая их врагами своего народа и избегая всякого общения с ними и дружественного обхождения.
--- Конец цитаты ---

Тогда Епифан решил силой смерти заставить оставить Закон Моисеев и принять обычаи эллинов. Антиох Епифан начал ходить по Иудеи и предавать смерти тех кто обрезывал своих детей и не хотел принести жертву идолам.
 Верных людей Богу подвергали страшным мукам и только потом смерти.

Slava:
Обстановка сильно накалилась и восстание началось, когда в селение Модиин прибыли сирийские чиновники во главе которых был некий Апеллес.
 В этом селение жил Маттафия (Матфей) (ивр. מתתיהו‎ — Маттитьягу, Маттатия) — священник из рода Хасмонеев, у него было 7 сыновей. Он пользовался большим авторитетом среди односельчан.
Чиновники решили используя авторитет Маттафия склонить Иудеев чтобы они принесли жертву идолам. Они собрали жителей села, поставили жертвенник и просили Маттафию, чтобы он подал пример всем присутствующим и принёс жертву на алтарь языческого божества.
Но Маттафия ответил: «Все народы, обитающие империю царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья, мы останемся верными Союзу наших предков. Сохрани нас Бог, чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказаниям царя и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево» (1Макк.2:19—22).

Тем не менее, некоторые из собравшихся евреев, казалось, уже готовы были перейти на сторону сирийцев. И когда один из них хотел всё-таки совершить языческое жертвоприношение, Маттафия убил отступника, вызвавшегося выполнить приказ, равно как и сирийского чиновника. Вместе с пятью сыновьями и группой единомышленников Маттитьяху бежал в Иудейскую пустыню.
 К ним стали присоединяться ревностные Хасидеи которые стали вести партизанскую борьбу.



--- Цитировать ---Обратите внимание как витки истории периодически повторяются в веках:

навязывание властью греховных обычаев жизни верующим, и казнь тех, кто не подчиняется, тех кто  держится закона Бога
 
1 Обольщение этим миром. Как Иудеев тогда заставляли принимать эллинские обычаи так и первых христиан в Римской империи и христиан в советское время.

2 Ревностные Хасидеи, ревностные первых христиане, которые назывались мартус — исповедниками, ревностные христиане в наше время
--- Конец цитаты ---

Началось восстание, которое возглавили старый священник Маттафия и пять его сыновей. Они ушли в горы. Вместе с отрядом фанатичных сторонников Маттафия устраивал рейды по Иудее, днем прячась, а ночью нападая. Они разрушали языческие алтари, насильно обрезывали детей и старались обеспечить возможность безопасного соблюдения Закона Моисеева. Около года старец выносил тяготы суровой жизни, но затем умер (166 год до н. э.), призвав сыновей «проявлять ревность о Законе и отдать жизни за Завет наших предков»

 Так в результате борьбы Маккавеи добились освобождения Иудеи. Иудея получила свободу которая длилась почти 80 лет. Этот был единственным таким периодом политической независимости, который иудеи знали со времени пленения Навуходоносором.

Во время этой свободы Нация раскололась на две основные партии»
На одной стороне оказались сторонники маккавейских князей-священников, стремившиеся прежде всего к политической власти.  В конце концов эта партия получила название саддукеев.

На другой те кто стремились только лишь к чистоте соблюдения закона Моисеева. Эта группа хасидеев относилась к своим противникам с неприязнью, порой переходившей в откровенную ненависть. Она породила партию фарисеев.

Иоанн внук  Маттафии стал во главе Иудеи и развернул настоящие завоевания. Иоанн подчинил территорию к востоку от Иордана и насильно обратил идумеев в иудаизм. (Событие, столетие спустя аукнувшееся серьезными последствиями.) Он также совершил успешный поход в Самарию к северу, захватил город Сихем (современный Наблус) и разрушил самарянский храм на горе Гаризим. Его правление было долгим и успешным (134-104 до н. а.), и умер он своей смертью.

Slava:
3. Помпей захватил Иудею. Ирод Великий

В последующие годы страну раздирали распри между саддукеями и фарисеями. В конце концов вспыхнула гражданская война, и ослабевшая Иудея вновь сделалась легкой добычей для чужеземных завоевателей.

в 63 году до н. э Помпей римский полководец захватил Иерусалим. Иудея перестала быть царством и перешла в формальное подчинение Риму.


Помпей римский полководец

в 40 году до н. э. Рим поставил над иудеями идумейского вождя по имени Ирод.   


Ирод Великий

Ирод Великий был потомком идумеев, которых Иоанн Гиркан столетие назад завоевал и заставил принять некое подобие иудаизма. В частной жизни его поведение было жестоким и неблаговидным. Он убил двух из своих десяти жен, не менее трех сыновей, брата жены и жену деда.
Уже находясь одной ногой в могиле и зная, что народ будет радоваться его кончине, он повелел собрать самых влиятельных иудеев на ипподром, запереть, а после его смерти - казнить. По его замыслу должно было получиться, что, хотя его самого оплакивать не будут, плач при его смерти все же обеспечен.
К счастью, однако, когда в 4 году до н. э. тиран умер, пленников отпустили на волю. Новый Завет сообщает еще об одном указе Ирода, отражающем его склонность к кровопролитию: согласно Евангелию от Матфея (2:16), узнав о рождении «царя иудейского», Ирод повелел убить всех детей в Вифлееме и вокруг него.

Тем не менее, при всех своих домашних трагедиях и частных преступлениях, правителем Ирод был талантливым. Он даже считался с религиозными чувствами иудеев. В частности, он попытался их умиротворить, развернув масштабный проект по строительству Храма. Храмовая территория была увеличена вдвое, а храмовый комплекс украшен многочисленными каменными украшениями (Мк 13:1).

4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э. Смерть Ирода Великого род. ок. 73—74 гг. до н. э.
 Ирод умер от тяжелой болезни. Историки И Флавий, Евсевий Кесарийский рассказывают, что у него появились язвы в кищечнике, особенно в прямой кишке. Это восполнение развилось до того, что Он начал заживо гнить.

Источник Евсевий Кесарийский Церковная История:

--- Цитировать ---Сразу же после покушения на Спасителя нашего и на других младенцев настиг его бич Божий и гнал до самого конца. Стоит послушать самого этого писателя. В 17й книге "Иудейских древностей" он в таких словах описывает конец его. (6) "Болезнь Ирода усиливалась: Бог взыскивал за его беззакония. То был слабый огонек, тлевший в нем; при ощупывании большого воспаления нельзя было обнаружить, а оно как раз и усиливало его внутреннюю болезнь. У него было страшное желание что-нибудь съесть, и ничем нельзя было ему помочь; язвы во внутренностях, особенно в прямой кишке, и воспаление ног, полных прозрачной жидкости, жестокие боли. (7) В паху такое же состояние; мужской член гнил, и в нем завелись черви. Дышать он мог только выпрямившись, и от его частого и тяжелого дыхания шло тяжелое зловоние. Все его члены стягивали невыносимо сильные судороги. (8) Люди, вдохновенные Богом, которым дано все мудро провидеть, говорили, что Бог взыскивает с царя за множество его нечестивых дел".
Вот что рассказывает упомянутый нами писатель в названном сочинении. (9) А во 2й книге "Истории" он сообщает сходные сведения и пишет так: "Всё его тело охватила болезнь, расторгавшая его многоразличными страданиями. У него была скрытая лихорадка, невыносимый зуд по всей коже; постоянные боли в прямой кишке; опухоль ног, как у больного водянкой; воспаление в паху; гниющий член, в котором завелись черви. Кроме того, тяжелое астматическое дыхание и судороги во всех членах; люди вдохновенные называли эти болезни казнью. (10) Он же боролся с этими мучениями, держался за жизнь, надеялся на выздоровление и искал способы лечения. Переправившись через Иордан, он пользовался теплыми водами Каллирое, которые текут в Асфальтовое озеро; сами по себе они пресные и пригодны для питья. (11) Врачи решили разогреть его тело, погрузив в ванну, полную теплого оливкового масла, но с ним случился обморок, и глаза у него закатились. Слуги подняли крик; от их крика он пришел в себя. Отчаявшись в выздоровлении, он велел раздать простым воинам по пятьдесят драхм и большие суммы начальникам и друзьям.
(12) Он вернулся в Иерихон в настроении мрачном. Готовый угрожать едва ли не самой смерти, теперь он замыслил дело еще более преступное. Собрав знатных людей из каждого селения по всей Иудее, он велел запереть их в так называемом ипподроме (13) и, призвав свою сестру Саломею и ее мужа Александра, сказал им: "Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, но в моих силах заставить других оплакивать меня и блистательно справить мои похороны, если только пожелаете исполнить мои распоряжения: всех этих находящихся под стражей людей велите, как только я испущу дух, окружить воинами и перебить: пусть вся Иудея и каждый дом оплакивает меня, хотя бы и против воли". (14) Несколько ниже Иосиф говорит: "Снова мучимый желанием есть и припадками кашля, он решил предупредить судьбу. Взяв яблоко, он попросил нож, ибо любил есть, разрезая пищу на куски. Затем, оглянувшись, не помешает ли кто, поднял правую руку, чтобы поразить себя".
(15) Этот же писатель рассказывает, что перед самой смертью он приказал убить своего сына (это был уже третий, после двух, умерщвленных еще раньше) и тут же скончался среди тяжких страданий.
--- Конец цитаты ---

После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам.

Царство он разделил между своими сыновьями: Иродом Архелаем (Идумея, Иудея и Самария), Иродом Антипой (Галилея и Перея) и Иродом Филиппом (Итурея, Трахонитида с прилежащими областями).



Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почетный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле в Иродионе, где его могила была обнаружена археологами в 2007 году. Траур по Ироду продолжался семь дней.

После смерти Ирода Великого его царство было разделено между его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Иродом Антипой. (Завещание утверждал император Август.)

Тетра́рх (греч. τετράρχης, лат. tetrarcha, terrarches) — один из четырёх правителей в тетрархии (форме правительства с четырьмя равноправными властителями).

Филипп управлял северо-восточными областями: Итуреей и Трахонитидой.
Ирод Антипа - Галилеей и Переей.
Архелай был правителем Иудеи, Самарии и Идумеи, но только до 6 года по Р.Х. Позднее этими областями управляли римские прокураторы, назначаемые кесарем.

ДЕСЯТИГРАДИЕ Группа городов-государств, в которых греки поселились после завоевания азиатских территорий Александром Македонским в IV веке до P. X. В эпоху рим. владычества города Д. подчинялись непосредств. наместнику провинции Сирия

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии