Ислам > Другие темы и вопросы

Краткая справка по Исламу

<< < (3/3)

Slava:
Суфизм

Суфи́зм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف‎‎), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف‎‎) — шерсть) — мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии.

Определение

Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм).

Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).

Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к пророку Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада.
История суфизма

Традиционно историю данного течения делят на четыре периода:

    VIII — конец IX века — становление учения. В это время происходит выделение сторонников исламского аскетизма в отдельное религиозно-философское учение.
    X — конец XII века — зарождение основных мистических школ, продолжение оформления учения.
    XIII — XV века — возникновение «братств» или «суфийских орденов».
    XVI — XVII века — поздний этап.

Данная датировка в последнее время оспаривается. Так, А. А. Хисматулин считает такой подход однобоким, изучающим суфизм лишь с позиции братств (суфийских мистических объединений), а также отвергает связь с зороастризмом, христианством и другими религиями региона, называя эти теории «спекулятивными». Но в академической науке традиционная периодизация не вызывает сомнений.

Slava:
Отличительные особенности

    Проповедь бедности — факр.
    Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.
    Аскетизм — зухд.
    Безмолвная молитва — таффакур (некоторые суфии таффакур практикуют наравне с зикром).
    Полагание на волю Аллаха — таввакуль.

Суфийская мечеть в Индии



Турция, танец Дервишей




Ступени пути суфия

    шариат (араб. شريعة‎‎) — неукоснительное исполнение законов мусульманской религии
    сулук, тарикат (араб. طريقة‎‎) — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)
    марифат (араб. معرفة‎‎) — познание Бога не умом, а сердцем
    хакикат (араб. حقيقة‎‎) — полное постижение истины

Slava:
Саляфия

Салафи́я (араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون‎‎ — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.

Саляфия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и Сунне» в интерпретации шариатских положений.

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»).

К салафитам причисляются, в частности, аш-Шафии, Ибн Ханбал, Ибн Таймийа, В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

Основные догматы салафитов

Салафиты утверждают запретность паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мертвым, запретность совершения неверного, с их точки зрения, истигасы, считают нежелательным и порицаемым отмечать день рождения пророка Мухаммада. Любое политическое разделение исламской общины или гражданская война рассматриваются как раскольничество, нарушение исламского единства.
Основные идеи салафизма

    строгое соблюдение принципа таухида
    отрицание бида
    критика всеобщего таклида

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани (англ.) говорил:

    Основа призыва саляфии держится на трех опорах:

        Священный Коран;
        Достоверная Сунна;
        понимание первых двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (Табиин) и следующих за ними.

    И причина заблуждения всех течений, будь то новых или старых, состоит в том, что они не держатся за третью опору!

Очищение ислама

Главный догмат салафитов — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бида). Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов. Также салафитскому течению свойственная критика таклида – как отрицание следовать какой-либо одной исламской школе или ученому.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии