Утверждение мусульманин: Если Христос умер за все ваши грехи — прошлые, настоящие и будущие, значит, вы можете свободно грешить. Не потому ли так развращен сегодня западный мир? Стоит вам попросить прощения у Бога, и вы получите его! Мы, мусульмане, никогда не поверим этому — это слишком легкая жизнь.
Рассмотрение этого утверждения
Это один из самых распространенных аргументов, с которым сталкиваются христиане при свидетельстве мусульманам. Для приверженцев ислама благодать Божью надо заслужить добрыми делами и исполнением религиозных обрядов. Им трудно понять, как можно получить спасение даром или прощение грехов — просто по вере в Иисуса.
Учение Павла в 6-й главе Послании к Римлянам
Павел очень обдуманно и неспешно рассматривает вопрос спасения и искупления в 6-й главе своего Послания к Римлянам. В первой части этой главы апостол словно отвечает на возможный вопрос, который ненамного отличается от аргумента мусульман: «Конечно, если вы прощены исключительно по благодати, то должны грешить как можно больше, чтобы умножилась Божья благодать» (см.: Рим. 6:1). Однако во второй части главы мы находим ставшее классическим возражение: «…станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?» (Рим. 6:15). Ответ Павла проникает в самую суть того, что представляет собой Евангелие, и всякий раз, когда мусульмане поднимают эту тему, у христиан появляется реальная возможность свидетельствовать им о действии спасительной Божьей благодати во Христе.
1. Мертвые для греха и живые для Бога во Христе. Первая реакция апостола Павла — это вопрос, как могут верующие допускать саму возможность жизни во грехе со спокойной совестью, если результатом их веры во Христа должно быть участие в Его победе над силами тьмы:
Мы умерли для греха, как же нам жить в нем(Рим. 6:2)
Вся суть слов Павла заключается в следующем: тот, кто уверовал в Иисуса, соединился с Ним в Его смерти и воскресении. Христос умер, чтобы победить и грех, и власть греха, и воскрес, чтобы дать всем, кто решил следовать за Ним, Свою животворную силу. Верующие, в свою очередь, наследуют Его смерть для греха и оживают для Бога и Его праведности во всей ее полноте. Никто не может получить Божье прощение во Христе, если не изъявит желания раскаяться в своих грехах, оставить их навсегда и в истинной праведности и святости преобразиться в подобие Божье.
Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем(Рим. 6:10–11)
2. Божья благодать освобождает верующих от власти греха. Вероятно, самая важная мысль, которую необходимо подчеркнуть, это то, что Иисус Христос умер не только ради нашего освобождения от вины за грех, но и от самой власти греха. Иисус однажды сказал: «…всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Часто, беседуя с мусульманами, я спрашивал их, если грех — это всего лишь собственный выбор человека, почему же грешник не может просто сказать Богу: «Я знаю, Ты хочешь, чтобы мы следовали путем правды. Поэтому более я не буду грешить». На этот вопрос они неизменно смущаются, открыто признавая, что никто не может принять такого решения и следовать ему до конца жизни, тем более невозможно это сделать в один день. Часто они говорят: «Иногда мы даже не знаем, когда грешим. То, что в наших глазах выглядит праведным, перед Богом может быть грехом».
Многие мусульмане борются с мучительным сознанием того, что склонность ко греху — это непреодолимая сила, прискорбная реальность человеческой природы. Вот где в жизнь христианина вступает сила искупления:
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности(Рим. 6:17–18)
Вера в Иисуса не только приводит нас к прощению грехов, но также дает нам силу побеждать грех. Как говорил апостол Павел в другом своем послании, Иисус пришел не только ради того, чтобы «избавить нас от всякого беззакония», но также чтобы «очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). Для многих мусульман очень заманчива перспектива обладания силой побеждать грех.
3. Исполненные Духом Святым. Каждый, кто вверяет свою жизнь Христу, одновременно приобретает водительство Святого Духа. Это третья личность Троицы, которая не берет в свои руки управление нашей жизнью, но вкладывает в глубину нашей души любовь к Божьим заповедям, и в какой мере мы послушны Ему, в такой же мере Он освобождает нас от греховных желаний. Очень полезно вспомнить известное событие:
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода(Ин. 19:33–34)
В следующем стихе Иоанн подчеркивает значимость этого события, говоря, что он видел его сам и подробно изложил виденное, дабы читатели могли поверить. Поверить чему? Только тому, что данное событие действительно произошло? Вероятно, нет, особенно если учесть, что слово «поверить» в Евангелии от Иоанна обладает особым значением. Он имел в виду следующее: дабы вы могли жить верой в Иисуса. Иоанна поразило то, что из тела Христа излилась, помимо крови, вода.
Кровь здесь символизирует прощение грехов так же, как в прошлые времена пролитие в храме крови жертвенных животных было способом получить от Бога прощение грехов. Вода же символизирует излияние Святого Духа и потоки новой жизни, которые также получат верующие. В Евангелии от Иоанна вода — это часто встречающийся символ божественной силы, заключенной в душе человека (см.: Ин. 4:14, 7:38). Вполне понятно, что это — прекрасная иллюстрация, подкрепляющая учение Павла, изложенное в 6-й главе Послания к Римлянам.
В заключение уместно предложить мусульманам, выдвигающим аргумент типа «если Иисус умер за вас, то вы можете грешить как угодно много», процитировать библейский отрывок, из которого они почерпнули эту мысль. Этим они выказывают прискорбное незнание учения Библии и нуждаются в кратком разъяснении, что такое на самом деле спасение.