Утверждение мусульманин: Странно, что вы говорите, будто спасение приходит с верой в Иисуса. Сам же Иисус учил, что желающие получить вечную жизнь должны соблюдать Божьи заповеди. То же самое об истинном благочестии говорит ислам.
Рассмотрение этого утверждения
Многие мусульмане знакомы с историей о богатом юноше, который подошел к Иисусу и спросил Его, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Они утверждают — Иисус никогда не говорил об искуплении, но всегда, как и в этом стихе, призывал всех, кто хочет войти в Его Царство, соблюдать Божьи заповеди. Что на это ответить?
«Никто не благ, как только один Бог»
Иногда мусульмане утверждают, будто в разговоре с юношей Иисус отрицал, что обладает благостью, поскольку Он всего лишь обычный человек, подобный любому другому. Когда юноша назвал Его «учитель благий», Иисус ответил:
…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог(Мк. 10:18)
Здесь открывается еще одна прекрасная возможность для свидетельства, на этот раз — о божественности Христа. Он никогда не отрицал собственной благости, напротив, всегда называл Себя добрым пастырем, который полагает жизнь свою за овец (см.: Ин. 10:11), вторя более раннему заявлению Самого Бога: «Я буду пасти овец Моих…» (Иез. 34:15). Не может быть ни малейшего сомнения в том, что Иисус держал в уме именно эти слова, когда называл Себя добрым пастырем.
Фактически Христос сказал: «Почему ты называешь Меня благим?» Заметьте: Он не отрицал Своей благости, когда юноша по-еврейски назвал Его «благим равви (учителем)» (как в Ин. 1:38). В те времена в Израиле было много таких учителей закона, и если юноша считал, что Иисус один из них, то Иисус вполне мог поинтересоваться, почему же именно Его этот юноша называет благим, ведь в вечном смысле один только Бог благ. Ответ Иисуса — это требование сказать, считает ли юноша Его одним из многих учителей, толкователей религиозного учения, или он видит в Иисусе божественную личность, могущую Своей властью открывать тайны вечной жизни. Это абсолютно ясно, если взглянуть на остальную часть их разговора.
«Если хочешь быть совершенным… следуй за Мной»
Когда Иисус сказал богатому юноше, что он может войти в жизнь вечную, если будет соблюдать заповеди, тот спросил: «Какие?» Из всех заповедей Иисус перечислил пять, касающиеся взаимоотношений человека с его ближним, но десятую — «Не желай…» — не упомянул. Юноша ответил, что все это он сохранил от юности своей, чего же ему еще недостает? Иисус, зная его любовь к богатству и алчность, сказал:
…если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим(Мф. 19:21)
Услышав эти слова, юноша отошел опечаленный, не находя в себе сил расстаться со своим богатством. Эта история свидетельствует не о том, что любой соблюдающий Десять заповедей может войти в жизнь вечную, а о том, что никто не может исполнить их так совершенно, как они должны быть исполнены, чтобы их соблюдением достичь жизни вечной. Бог совершенен, и, следовательно, Его законы, если их соблюдать в истинном смысле слова, должны соблюдаться тоже совершенно. Как говорится в другом стихе,
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем(Иак. 2:10)
Иисус сказал богатому юноше, считавшему, будто он от юности соблюдает закон Божий, что он должен совершенно и постоянно исполнять все Божьи заповеди и если он хочет быть действительно совершенным, то должен продать свое имение и перестать любить материальные блага. Относительное благочестие неприемлемо для святого Бога, Который «явит святость Свою в правде» (Ис. 5:16). Юноше открылось, что заповеди, соблюдением которых он думал обрести жизнь вечную, вместо этого косвенно могут обличить его во грехе. Как сказал апостол Павел,
…заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти(Рим. 7:10)
Иисус ясно намекнул юноше, как тот может спастись: «Если хочешь быть совершенным… следуй за Мной». Только благодаря искупительной жертве Христа можно достичь совершенства и обрести спасение.
Другие свидетельства искупления
Существуют и другие основания для опровержения обвинения в том, что Христос никогда не говорил об искуплении. Многими Своими высказываниями Он ясно дал понять, что пришел на землю исключительно ради нашего спасения, и будет полезно их тут привести:
…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих(Мф. 20:28)
…Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира(Ин. 6:51)
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец(Ин. 10:11)
Возможно, самое заметное событие в жизни Иисуса, ясно указывающее на искупление как Божий путь спасения, это Тайная вечеря, которую Он разделил со Своими учениками, когда в последний раз был с ними перед арестом, допросом и распятием. Он взял хлеб, преломил его и дал ученикам, говоря: «…примите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, дал им выпить и сказал: «…сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).
Невозможно понять, как можно вопреки этим словам полагать, что Иисус никогда не говорил об искуплении. Именно искупление Он засвидетельствовал Своим ученикам, когда в последний раз был с ними перед казнью.