Утверждение мусульманин: Если Иисус — вечный Сын Божий, почему же тогда Он так часто говорит об Отце как о личности, превосходящей Его в силе, власти и познаниях? Несомненно, если бы Иисус имел божественную сущность, то был бы таким же всемогущим и всеведущим.
Рассмотрение данного утверждения
Мало кто из христиан, не занятых евангелизацией мусульман, сталкивался с самыми вызывающими аргументами, часто выдвигаемыми ими, а именно: Иисус не мог быть вечным Сыном Божьим, поскольку был ограничен в силе и познаниях, о чем свидетельствуют многие Его высказывания.
Сила и познания Иисуса
В доказательство этой точки зрения мусульмане часто приводят три библейских отрывка, в которых, как может показаться, есть свидетельства ограничений власти и статуса Иисуса. Мы рассмотрим по порядку все три. В каждом случае на аргументы мусульман можно ответить очень эффективным свидетельством во славу Иисуса.
1. Божественные события, неизвестные Иисусу. Мусульмане думают, что если Иисус как Сын Божий был второй личностью божественной Троицы, то Он должен все знать. Если Бог всеведущ, то и Иисус должен знать все. Следующий стих опровергает это утверждение:
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…(Мф. 24:36)
Как мог Иисус быть всеведущим, если Он отрицал, что знает точное время суда? В данном случае важно понять, на какое место ставит Себя Иисус среди упоминаемых им личностей. Ни человек не знает дня и часа, ни ангелы небесные, ни Сын, но только один Отец. Перечисление явно идет по восходящей. Иисус располагает Себя выше всех людей и ангелов и связывает Себя в божественном контексте исключительно с Господом земли, давая Себе определение в словах, выражающих родственные отношения, — Сын Бога. Единственный вывод, который можно сделать из этого отрывка, следующий: Отец, вечный источник всего сущего, Которому подчинены и Сын, и Дух, может назначить последний день, не открывая точного времени никому. Ограничения, касающиеся Сына, не подрывают идею Его божественности, они лишь указывают на особое ее толкование.
2. Неспособность Иисуса делать что-либо без Отца. Точно так же, как предыдущий стих не представляет Иисуса всеведущим, этот стих, кажется, оспаривает Его всемогущество:
Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего… <…> Я ничего не могу творить Сам от Себя. …ибо не ищу Моей воли...(Ин. 5:19, 30)
И снова стоит только взглянуть на контекст этого утверждения (которое, может показаться, указывает на то, что Иисус Сам по Себе беспомощен), как становится ясно — мы вновь имеем дело с объяснением Его взаимоотношений с Отцом, а не с отрицанием Его божественности. В первом стихе Иисус далее говорит: «…ибо что творит Он, то и Сын творит также». Это снова всего лишь вопрос Его подчиненности власти Отца. Когда приходит время проявить реальную силу, чтобы сделать то, что делает Отец, Иисус заявляет о равной силе делать все, что делает Отец, — ясное свидетельство Его божественности. Также Он говорит, что делает только то, что делает Отец, — это естественное поведение, когда двое слиты в единой божественной Личности.
3. Заявление Иисуса о превосходящем величии Отца. Третий стих обычно используется для доказательства того, что, по собственному свидетельству Христа, Бог Отец наложил на Него ограничения:
Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня.(Ин. 14:28)
Мусульмане выбирают этот стих как доказательство человеческой природы Иисуса, которую они видят в признании Им превосходящего Божьего величия над человеком, — в заявлении, которое можно ожидать от любого истинного пророка. Однако ни один пророк такого заявления не делал! Если бы обычный человек делал такие заявления, то был бы близок к богохульству. Хотя это признание некоторой ограниченности власти, одновременно это и внушающее трепет заявление о собственном величии! Христово сообщение ученикам о том, что Отец действительно более велик, чем Он, ясно указывает на то, что Он высоко ставит собственное величие! Христос снова оценивает Себя на божественном уровне, сравнивая Себя только с Отцом. Ограничения для Него существуют только как для Сына Божьего.
...Иисус есть Сын Божий — положение, подразумевающее некоторые ограничения Его статуса. Суть библейского учения о Христе заключается в том, что хотя вечный Сын является божественной личностью в триединой Личности, тем не менее Он подчиняется отцовской власти и, находясь на земле в человеческом образе, вполне может допустить со Своим Отцом отношения слуги и господина. Отношения Сын-Отец стали выражаться как Человек-Бог. В этой уникальной личности люди могут узнать Бога, ибо тот, кто видел Сына, видел и Отца (см.: Ин. 14:9). Однако в Иисусе мы признаем человека, подобного нам, способного занять наше положение и в конечном счете ввести нас, как дочерей и сынов Божьих, в вечную славу — именно потому что Он по Своей природе вечный Сын Божий. Чем лучше мы понимаем это, тем более открывается нам слава Божья во Христе.