После того, как Христос показал ошибочность слов "старцев" на счет ответственности за грех против ближнего, Он показывает, как же нужно поступать, в случае нашей вины перед ближним.
Вот, что Он говорит на этот счет -
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.(Матф.5:23,24)
Хочу обратить тут внимание на следующее -
"...если ты принесешь дар твой к жертвеннику..."Причем тут дары и жертвенники, если по контексту речь идет о убийствах, о гневе и вообще о преступлениях против ближнего своего?
Я думаю, вот что -
отношения с ближними нашими тесно связанно с нашими отношениями с Богом. Поэтому, если наши отношения с ближними нарушены, то не можем даже и не надеяться на то, что Бог благосклонно будет принимать нас и наши дары, когда мы будем приходить к Нему. Потому, видимо, Христос заговорил тут о дарах и жертвеннике.
Далее.
"...и там вспомнишь..."Может так случиться (и так бывает в жизни!), что ты сделал что-то против ближнего своего, но забыл об этом. Такое бывает. Я не говорю, что это хорошо. Просто констатирую факт.
Но, приходя "на место, которое изберет Господь", и вообще являясь в присутствие Божье, мы вдруг вспоминаем о своем преступлении перед ближним нашим. Через Слово, через пение или еще через что-то Бог может нам напомнить об этом. Ведь мы приближаемся к СВЯТОМУ Богу, который не потерпит ничего нечистого, никаких наших грехов.
Что же тогда делать, когда вспомнили? Смотрим дальше.........
Извиняюсь, упустил еще один важный момент. Вот он -
"...что брат твой имеет что-нибудь против тебя..."Что вспомнишь?
Тут я хочу подчеркнуть несколько важных слов, прежде чем перейду к вопросу, что же делать дальше, когда вспомнишь, что брат твоей имеет что-нибудь против тебя.
Во-первых, я обратил внимание на слова "что-нибудь". Получается, что это может быть что угодно. Для тебя это может мелочи, но для брата - нет. А речь в тексте идет о интересах брата, а не о твоих собственных. Далее.
Во-вторых, я обратил внимание и на слова "брат твой имеет... против тебя". Ты может быть ничего против него и не имеешь (по сути, об этом - о тебе - речь тут и не идет!), но брат твой имеет, и имеет против тебя!
И не важно, ЧТО он имеет против тебя. Важен сам факт, что он ИМЕЕТ ПРОТИВ ТЕБЯ. У него, возможно, какая-то обида на тебя, он видит в твоих действиях какую-то несправедливость может. Не важно также и то, виноват ли ты на самом деле или нет. Может и не виноват. Или может ты думаешь или тебе кажется, что не виноват, а на самом деле виноват. Иногда можно услышать - "у меня все хорошо - совесть чиста и душа спокойна". Но это может быть обманчивым чувством и такой обман может быть по причине твоей заглушенной, нечистой совести. Потому не стоит себя тешить и успокаивать этим. Тем более, когда дело если дойдет до суда, то там не будут спрашивать тебя, что у тебя на душе и как с совестью обстоит дело.
Важно другое - брат против тебя что-то имеет. Ты это вспомнил, и пусть даже не у жертвенника, а в другом месте.
Что тогда делать?
А дальше, Господь предлагает вот что делать:
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой"
Все, чего ожидает от нас Господь в таких случаях - примирения с братом, который что-то имеет против нас.
Тут хочу обратить внимание на следующее -
Во-первых, инициатива примирения лежит на нас, а не на брате. Господь говорит - "пойди ТЫ....", а не "погади, пока брат твой придет". Даже если мы не виноваты, и вспомним, что брат наш имеет что-то против нас, то должны проявить инициативу и пойти примириться. Это требует смирения, конечно. Это бьет по нашеу эгоизму. Но, другого пути Господь не предлагает нам, как через распятие своего Я. Далее.
Во-вторых, говоря "оставь дар твой", Бог не прогоняет нас от Себя. Ведь дальше Он даже говорит - "и тогда приди". Т.е. очевидно, что Он хочет иметь с нами отношение, хочет, чтобы мы приближались к Нему. Но, для Него важно, КАК мы приближаемся к Нему. И потому, Бог хочет, чтобы мы с начала шли и примирялись, а потом приносили жертвы.
И в-третьих, обратил внимание и на слово ПРИМИРЕНИЕ. Да, именно примирение, а не просто попросить прощение, или возместить ущерб, или еще что-то. Примирение - это наша цель, а попросить прощение, возместить ущерб и прочее - это средства достижения цели. Примирение в данном случае означает, что нужно сделать все возможное, чтобы брат ничего не имел против нас. А для этого может и не раз придется поговорить с братом, не раз и прощение попросить, не раз еще что-то сделать, и ущерб возместить. Главное, чтобы между тобою и братом восстановился мир, произошло примирение. Как и учит нас Писание, чтобы мы имели мир со всеми людьми, а тем более с братом. Итак, главное - ПРИМИРИТЬСЯ.