Мусульманин: Чем вы можете доказать ваше утверждение, что Иисус был пророком, предсказанным Моисеем? Иисус был великим пророком, но Его служение закончилось неудачей. Он не разделил величия Моисея и Мухаммада.
Ответ:
Важно с самого начала указать, что Библия совершенно определенно относит пророчество, данное во Втор. 18:18, к Иисусу. Апостол Петр, заявляя, что Бог устами всех пророков предвозвестил приход Иисуса, процитировал этот текст в доказательство того, что и Моисей пророчествовал о Нем (см.: Деян. 3:22). Стефан, первый христианский мученик, также обращался к тому же тексту, доказывая, что Моисей был одним из тех, кто «предвозвестил о приходе Праведника Сего» Иисуса, Которого иудейские вожди предали и распяли (см.: Деян. 7:52).
Далее мы увидим, насколько личность Иисуса соответствует трем уникальным качествам, о которых мы уже говорили.
Посредник нового завета
Время от времени мусульмане заявляют, что, согласно христианскому вероучению, Иисус, будучи Сыном Божьим, не мог быть пророком в обычном смысле слова.
В ответ можно привести множество отрывков из Библии, где Иисус Сам называл Себя пророком (см.: Мф. 13:57) и Сыном Божьим (см.: Ин. 10:36). Он принял человеческий образ, дабы возвестить Слово Божие, именно поэтому предшествующие пророки считали Его пророком в истинном смысле слова. Рассмотрим теперь, насколько Он был пророком, подобным Моисею.
1. Иисус тоже был посредником завета. Во времена Иеремии, много веков спустя после жизни Моисея, но задолго до Иисуса, Бог обещал заключить со Своим народом новый завет. Так как израильский народ постоянно нарушал Его законы, Он расценил первый завет, заключенный с Моисеем, устаревшим и потерявшим силу, но обещал установить особые взаимоотношения со Своим народом — простить ему его грехи и записать Свой закон в их сердцах (см.: Иер. 31:31–34). Новый Завет объявляет Иисуса посредником этого завета (см.: Евр. 9:15). Мы читаем в Библии о том, что было сделано для скрепления первого завета:
И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
Исх. 24:8
Поскольку первый завет был заключен при посредничестве Моисея и скреплен кровью, то следует ожидать, что пророк, похожий на Моисея, будет делать то же самое. Перед самой Своей смертью Иисус сказал:
…сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание.
1 Кор. 11:25
2. Иисус тоже знал Бога в лицо. Как Моисей знал Бога и лично общался с Ним, так и Иисус мог сказать: «Я знаю Его, потому что Я от Него и Он послал Меня» (Ин. 7:29). И во многих других случаях Христос ясно дал понять, что Он видел Бога лицом к лицу, например когда говорил: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца» (Ин. 6:46). Самое убедительное сравнение двух пророков мы находим в двух отрывках, которые говорят о последствиях близких отношений с Богом Моисея и Иисуса. Первый рассказывает о том, что произошло, когда Моисей разговаривал с Богом лицом к лицу:
…Моисей не знал, что лицо Его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
Исх. 34:29
В Иисусе открылся образ невидимого Бога, в то время как Бог говорил о Нем как о Своем Возлюбленном Сыне:
…и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
Мф. 17:2
Никакой другой пророк не мог претендовать на такое исключительное положение. Никто другой не говорил с Богом лицом к лицу, и ничье лицо не сияло после общения с Ним. Определенно ни в Коране, ни в каких других мусульманских книгах нет свидетельств о том, что Мухаммад когда-нибудь переживал нечто подобное. Даже в истории об ал-Мирадже, о путешествии пророка на небо, не говорится о том, что лицо его сияло, как солнце.
3. Иисус тоже совершал великие чудеса. Существует множество историй о великих чудесах, совершенных Иисусом во время его земной жизни, и снова прямая аналогия с Моисеем поможет нам подчеркнуть сходство между ними. Каждый из них имел власть повелевать морем — сила, с которой не мог соперничать никакой другой пророк.
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром… и расступились воды.
Исх. 14:21
Другие пророки имели власть над реками (см.: Нав. 3:13; 4 Цар. 2:14), но никто не мог превзойти великого чуда Моисея, пока однажды ночью Иисус не встал над морем Галилейским во время сильного шторма и не успокоил его всего лишь двумя словами: «…умолкни, перестань» (Мк. 4:39). Его ученики воскликнули:
…кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Мф. 8:27
Одно из величайших чудес Моисея — это насыщение израильского народа в Синайской пустыне небесным хлебом, известным как манна, которая ежедневно появлялась над поверхностью земли. Когда иудеи увидели Иисуса, накормившего пять тысяч людей, кроме женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбками, так что осталось еще двенадцать корзин с пищей, они сразу вспомнили пророчество Моисея:
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Ин. 6:14
Став свидетелями чуда, они объявили Иисуса пророком, приход которого был предсказан Моисеем во Втор. 18:18.
Эти свидетельства не оставляют никаких сомнений в том, что Иисус, а не Мухаммад был тем пророком, о пришествии которого пророчествовал Моисей. Свидетельства относительно уникальных сторон его жизни, перечисленные во Втор. 34:10–11 как качества, которые будут определять грядущего пророка, окончательно доказывают, что Иисус и был тем пророком, о котором Бог говорил народу израильскому.