ХасанУ Али от дочери пророка Фатимы остались двое сыновей — Хасан и Хусейн. Согласно одному хадису, пророк сказал, что «аль-Хасан и аль-Хусейн являются сеййида юношей рая». Это утверждение является очень важным для мусульман-шиитов, поскольку оно служит для них одним из основных обоснований прав потомков пророка на имамат. После убийства Али состоялась присяга его старшему сыну — Хасану как новому халифу. Муавия отказался сделать это. Сохранились тексты двух посланий Хасана Муавии и ответы на них последнего. В послании Хасана впервые встречается развёрнутая аргументация особых прав членов семьи пророка на власть. В ответном послании Муавия представил свои контраргументы. Противостояние между домом Али и Омейядами вспыхнуло вновь. Хасан вынужден был пойти на подписание соглашения с Муавией, согласно условиям которого, после смерти Муавии власть над мусульманской общиной должна была перейти обратно к Хасану. Имам Хасан был отравлен своей женой в Медине по приказу Муавии.
Мотив гибели Усмана стал одним из поводов, по которому Хасан не был похоронен рядом со своим дедом, пророком Мухаммедом. Хасан желал быть похороненным рядом с могилой своего деда, но на пути похоронной процессии встал наместник Медины Марван бин ал-Хакам, запретивший его хоронить рядом с пророком как наказание за позорные похороны Усмана, к которым сам Хасан не имел никакого отношения. В возникшей перепалке, грозивший перерасти в кровопролитие, Мухаммад бин Али уговорил младшего сына Али — Хусейна похоронить брата рядом с матерью на кладбище ал-Баки.
Хусейн: трагедия в Кербеле
Договор между Хасаном и Муавии был решительно отвергнут Хусейном. Он отказался присягать Муавии, но тот, по совету Хасана, не стал его принуждать. После смерти Муавии власть перешла к его сыну Йазиду I, которому Хусейн также отказался присягнуть. Куфийцы немедленно принесли присягу Хусейну в верности и призвали его к себе. В окружении своих родственников и ближайших людей Хусейн двинулся из Мекки в Куфу. В пути ему пришло известие, что выступление в Ираке подавлено, но тем не менее Хусайн продолжил свой путь. В местечке Найнава отряд Хусейна численностью 72 человека столкнулся с 4-тысячной армией халифа. В упорном сражении они были перебиты (многие из убитых были членами семьи Пророка Муха́ммад), в том числе и сам Хусейн, остальные взяты в плен. Среди погибших более двадцати человек являлись ближайшими родственниками Хусейна и соответственно членами семьи пророка, из которых два сына Хусейна (Али аль-Акбар (англ.)русск. и Али аль-Аскар (англ.)русск.), шесть братьев Хусейна по отцу, три сына имама Хасана и три сына Абдуллаха ибн Джафара (англ.)русск. (племянник и зять Али), а также три сына и три внука Акила ибн Абу Талиба (англ.)русск. (родной брат Али, двоюродный брат и сахаб пророка). Голову внука пророка отослали к халифу Йазиду в Дамаск.
Гибель Хусейна способствовало религиозному и политическому объединению приверженцев рода Али, а сам он стал не только символом шиитского движения, но и значительнейшей фигурой всего мусульманского мира. Среди шиитов Хусейн считается третьим имамом. День его гибели отмечают глубочайшим трауром.
Как отмечает В. В. Бартольд, распад мусульманской общины ярко проявился во время паломничества 688 года (спустя 56 лет после смерти пророка), когда паломники несли четыре враждебных одно другому знамена: Абдаллаха аз-Зубейра, поднявшего восстание против Омейядов в Мекке и Медине, Мухаммеда ибн аль-Ханафия (другого сына имама Али, не от Фатимы), омейядского халифа Абд ал-Малика и хариджитского предводителя.
История
Эпоха АббасидовВ
середине VIII века в Хорасане вспыхнуло восстание против Омейядов, приведшее к их свержению и утверждению у власти династии Аббасидов, происходивших от дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах от халифата начали отпадать отдельные области. В 788 году правнук имама Хасана — Идрис I, участник алидского восстания против Аббасидов в 786 году, создал на севере Марокко государство Идрисидов. Идрисиды стали первой династией, образованное приверженцами зейдитского течения шиизма. Элементы шиизма присутствовали в религиозных представлениях берберской племенной конфедерации Баргавата (англ.)русск..
Аббасидский халиф аль-Мамун поначалу проводил политику сближения с алидами.
В 816 году он приказал привести восьмого шиитского имама Али ибн Мусу из Медины в Хорасан. По прибытию последнего, халиф аль-Мамун дал ему лакаб ар-Риза и 24 марта 817 года провозгласил его своим наследником (вали'ахд). Халиф выдал за имама Резу свою дочь Умм Хабиб, а также закрепил союз между его сыном Мухаммадом, которому тогда было шесть дет, и другой своей дочерью — Умм аль-Фазл. Аль-Мамун велел заменить официальный чёрный цвет Аббасидов на зелёный — цвет шиитов, а также распорядился чеканить на монетах после себя имя Али ар-Ризы: «ар-Риза, имам мусульман». Действия халифа аль-Мамуна вызвало ответную реакцию со стороны членов аббасидской династии, которые провозгласили в Багдаде халифом его дядю — Ибрахима ибн аль-Махди. Аль-Мамун предпринимал попытки добиться идейного единомыслия мусульман — впервые сформулировать официальный догмат веры, который удовлетворил бы и суннитов и шиитов. В 827 году был официально принят шиитский лозунг «Али — лучший из людей» — с оговоркой «после Мухаммада», а Муавия I был подвергнут осуждению.
В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) вспыхнуло восстание исмаилитов («крайние шииты») во главе с Убейдаллахом, объявившим себя потомком Али и Фатимы. Он стал основателем обширного в Северной Африке исмаилитского государства Фатимидов. К шиитам принадлежало существовавшее в XIV—XV веках в Передней Азии государством Кара-Коюнлу.
Новое время
После того
как в 1501 году сефевидский шейх Исмаил I провозгласил себя шахом Персии, он объявил иснаашаритское (двунадесятники) направление шиитского ислама государственной религией в созданном им государстве. Главной опорой Сефевидов стало объединение тюркских кочевых племён, известное как кызылбаши (азерб. красноголовые, поскольку они носили чалму с двенадцатью пурпуровыми полосками в честь двенадцати шиитских имамов). Шах издал указ, «дабы на площадях [люди] распустили языки для поругания и проклинания Абу-Бекра, Омара и Османа, а всякому, кто стал бы противиться, отсекали бы голову». Кровавые гонения на суннитов, а также на «крайних» шиитов, происходили повсюду, где утвердилась власть Сефевидов. Население Бакинского ханства и большей части Талышского ханства составляли исключительно одни шииты. Сама династия талышских ханов происходила от четвёртого шиитского имама — Саджада. Из шиитского рода происходили первые правители Дербентского ханства, пока оно не было подчинено соседнему Кубинскому ханству. В самом Кубинском ханстве у власти тоже стояла шиитская династия.
В 1759 году марониты при поддержке друзов подняли восстание против шиитов Северного Ливана, изгнав их полностью к 1773 году из Бшарри, Батруна, Джубейля и Кесруана. Шииты бежали в на юг и в долину Бекаа, в то время в Ливане началась интенсивная христианская колонизация центральных районов.
XX век
Крупные волнения между шиитами и суннитами произошли
в январе 1910 года в Бухаре. Глава правительства Бухарского эмирата кушбеги Астанакула, мать которого происходила из Ирана, предоставил разрешение открыто справлять в городе Ашуру, допускавшееся до этого лишь в границах иранского квартала. Однако суннитская толпа начала издеваться над шиитскими обрядами и осыпала насмешками процессию шиитов, когда те проходили по главным улицам Бухары. Итогом стало нападения озлобленных иранцев на толпу, результатом чего стала гибель одного бухарца. Вслед за тем начался погром шиитов, которым пришлось бежать в Новую Бухару под охрану русских войск. При помощи царских войск удалось приостановить погром, но столкновения между суннитами и шиитами ещё какое-то продолжались вне города. В результате этой суннитско-шиитской резни погибли около 500 бухарцев и иранцев.
В 1943 году мусульманская и христианская общины Ливана заключили устное соглашение, известное как Национальный пакт, заложивший основу Ливана как многоконфессионального государства. В соответствии с Национальным пактом за мусульманином-шиитом определяется одно из трёх главных постов в государстве — председателя парламента, в то время как за христианином-маронитом и мусульманином-суннитом посты президента и главы правительства соответственно. В 1949 году была основана Прогрессивно-социалистическая партия Ливана, основу которой составили друзы.
После исламской революции в Иране была принята новая конституция, которая в ст. 12 провозгласила, что «официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов...». В рамках проводимой президентом Афганистана Мохаммадом Наджибуллой политики «национального примирения» 20-21 сентября 1987 года в Кабуле состоялась Всеафганская джирга хазарейской национальности, постановившая обеспечить джафаритской школе шиитского ислама «возможность широкого и всестороннего развития в районах, населённых исповедующими его хазарейцами, будь то в Хазараджате, Кабуле или других городах». Для подготовки шиитского духовенства создавалось специальное медресе, а на теологическом факультете Кабульского университета открывалось штатное отделение. Положение шиитов в Афганистане значительно ухудшилось после прихода к власти в стране движения Талибан, провозгласившие создание Исламского Эмирата Афганистан. В 1995 году талибы жестоко убили сдавшегося им лидера партии афганских шиитов Хезбе и-Вахдат Абдулу Али Мазари, выбросив его с вертолёта. В 1999 году руководители Исламского Эмирата запретили все траурные церемония, связанные с ашурой.
Для укрепления взаимопонимания и формализации диалога между последователями двух ветвей ислама (шиизма и суннизма)
в мае 2011 года в Джакарте при поддержке индонезийского правительства был учреждён Суннитско-шиитский богословский совет.