Утверждение мусульманин: Разве, согласно Библии, Иисус не говорил, что после Него придет другой пророк, которого Он называл Утешителем? Это — пророчество о приходе святого Пророка Мухаммада, и Коран подтверждает это пророчество.
Рассмотрение этого утверждения
Одно из главных заявлений мусульман о том, что Библия содержит пророчество о Мухаммаде, основывается на обетовании Иисуса, данном ученикам и записанном в Евангелии от Иоанна четыре раза, о некой личности, которую Бог пришлет после Него — Утешителе, и этот Утешитель наставит их на всякую истину. С самых первых веков ислама мусульманские ученые стремились доказать, что этим Утешителем был Мухаммад, пророк ислама. Из всех возражений, выслушиваемых христианами во время свидетельства среди мусульман, это, несомненно, самое частое. Однако даже в этом случае христианам, отвечающим на подобные заявления, предоставляется прекрасная возможность засвидетельствовать мусульманам об истинном Утешителе — Святом Духе и о том, как Он доводит до конца Христово дело искупления.
Рассуждения мусульман об Утешителе
Коран утверждает, что мусульмане найдут пророчество о приходе пророка Мухаммада в Инджиле и Тауре (см.: сура 4.7), и действительно мусульмане считают, что в следующих текстах заключены доказательства того, что в свое время Иисус предсказывал приход Мухаммада:
Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам(Ин. 14:26)
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…(Ин. 16:7)
Оба эти высказывания взяты из продолжительной беседы Иисуса со Своими учениками в последнюю ночь перед Его распятием. В той же самой беседе, но по другому поводу, Он снова говорит о приходе Утешителя (см.: Ин. 14:16, 15:26). Мусульмане заявляют, что Он, несомненно, говорил о Мухаммаде и приводят следующие аргументы.
1. Мухаммад наставил мир на всякую истину? Мусульмане утверждают, что слова Иисуса об Утешителе, Который «наставит вас на всякую истину», исполнились в их пророке, ибо он передал миру Коран и научил его всему, что необходимо знать о Боге, Его законах, о пути жизни, которому, Он надеется, последуют Его рабы. Мухаммад, заявляют они, в точности исполнил слова Иисуса — «будущее возвестит вам», поскольку Коран подробно обсуждает конец света, воскрешение мертвых, Судный день и участь рода человеческого — рай или ад.
2. Использование местоимений мужского рода. Мусульмане часто придают очень большое значение тому факту, что, сообщая о приходе Утешителя, Иисус использовал местоимения мужского рода не менее восьми раз. Как они утверждают, Иисус, говоря: «Он прославит Меня, Он не от Себя говорить будет, Он наставит вас на всякую истину» и т. д., очевидно, имел в виду мужчину, пророка, а не Святого Духа. Они заявляют, что поскольку дух не имеет пола, то о нем нельзя говорить иначе, как только в среднем роде, и если Иисус постоянно использовал слово «Он» при описании Утешителя, то Его слова должны относиться к мужчине, пророку, то есть к Мухаммаду.
3. Утешитель должен прийти после Иисуса. Третий аргумент, обычно используемый мусульманами в доказательство своих соображений, заключается в следующем: поскольку Иисус говорил, что Утешитель не придет, пока не уйдет Он Сам, значит, это должен быть Мухаммад. И снова, рассуждают они, эти слова не могут относиться к Святому Духу, так как, согласно Библии, Святой Дух всегда был на земле. Давид просил Бога не отнимать от него Духа Его Святого (см.: Пс. 50:13), в то время как Иоанн Креститель, как сказано в Евангелии, был исполнен Святого Духа от чрева матери (см.: Лк. 1:15).
Христианский ответ на эти аргументы
На все эти аргументы существуют простые ответы. Тщательное изучение контекста относящихся к делу библейских отрывков ясно показывает, что Иисус говорил о Духе Святом, Который действительно пришел в течение десяти дней после вознесения Иисуса, как Он и обещал (см.: Деян. 2:1–21).
Во-первых, Дух Святой в должное время напомнил ученикам все, о чем говорил им Иисус. Иоанн написал свое Евангелие почти через шесть лет после распятия и воскресения Христова, однако он смог точно записать всю Его последнюю беседу с учениками в не менее чем четырех главах (см.: Ин. 13:1–16:33). Учение Иисуса записано не в Коране, а в 27 Книгах Нового Завета. Все оно богодухновенно (см.: 2 Тим. 3:16), и ничто в нем не подвержено человеческой интерпретации, потому что оно никогда не писалось по человеческому побуждению, его изрекли «человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Во-вторых, в Библии о Боге и Святом Духе всегда говорится в мужском роде. «…Он хвала твоя и Он Бог твой…» (Втор. 10:21) — это типичный пример использования мужского рода при описании божественной Сущности, даже если это не человек, а дух (см.: Ин. 4:24). Аргумент мусульман можно обратить против них, сославшись на отрывок из Корана, где об Аллахе говорится в мужском роде не менее семи раз подряд (сура 59.22–24). «Он Аллах и нет бога кроме него» — это текст 23-го айата, начинается он и заканчивается местоимением мужского, а не среднего рода. Если об Аллахе, который был духом, а не человеком, можно говорить в Коране в мужском роде, то почему же нельзя так же говорить о Духе Святом? В четырех высказываниях Иисуса об Утешителе нет и намека на то, что Он будет мужчиной, пророком, — Он четко определяется как Дух Святой (см.: Ин. 14:26).
В-третьих, Иисус не только говорил о необходимости Своего ухода прежде, нежели придет Утешитель, но также обещал послать Его Своим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну и остальным. «…Я пошлю Его к вам…», — сказал Он (Ин. 16:7), а не к арабам в Мекку или Медину спустя шесть веков. Едва ли была какая-нибудь польза ученикам, если бы Утешитель не пришел почти сразу после того, как Иисус оставил землю. Когда Иисус собирался вознестись на небо, Он ясно сказал ученикам, что прежде чем идти возвещать Евангелие, они должны ненадолго задержаться в Иерусалиме, пока не воспримут Святого Духа (см.: Деян. 1:4–5). Действительно, Утешитель и до этого был в мире, но теперь Он должен был по-новому излиться в сердце каждого человека, верующего в Иисуса. В течение трех лет ученики были вместе с Иисусом и видели Его служение, но теперь они должны познать иное присутствие Христа, которое принесет им еще больше пользы — через Духа Святого, воистину живущего в них.