Утверждение мусульман: Христиане поклоняются трем божествам, тем самым впадая в грех многобожия (ширк). Библия уделяет особое внимание учению о Божьем единстве. Ваша доктрина не согласуется с вашим Писанием. Мусульмане уверяют, что Библия говорит о Божьем единстве, и при этом полагают, что это подрывает доктрину о триединстве. Ветхий Завет провозглашает: «…Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его…» (Втор. 4:39), и Новый Завет также утверждает: «Господь Бог наш есть Господь единый…» (Мк. 12:29) и «один Бог» (см.: Рим. 3:30; Гал. 3:20). Эти тексты ясно дают понять, что Божье единство — такое же фундаментальное учение Библии, как и Корана. Спорный вопрос заключается в комплексной природе этого единства, о которой говорит библейская доктрина о триединстве Бога.
Бог: триединство, а не троебожие «Как три может быть одним? — справедливо спрашивает мусульманин. — Каждое человеческое существо — это отдельное творение и индивидуальность, и никогда три человека не смогут стать одним существом с одной природой». Отвечая на этот вопрос, мы должны обратиться к Библии и посмотреть, как она представляет Отца, Сына и Святого Духа.
1. Первое послание Иоанна (1:5): «Бог есть свет». Библия часто фокусирует наше внимание на этих словах. Она называет Бога «Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Сын Божий, Иисус Христос, провозглашал: «…Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), а Новый Завет свидетельствует о Нем, что Он никогда не изменяется, но «вчера и сегодня и во веки Тот же» (см.: Евр. 13:
. Более того, Бог Духом Святым озаряет наши сердца, дабы «просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).
Совершенно ясно, что между Ними существует абсолютное единство сущности и цели.
2. Евангелие от Иоанна (3:33): «…Бог истинен…». Этот стих говорит, что истина — это неотъемлемая сущность Бога Отца. То же самое говорит о Себе Сын Божий: «…Я есмь… истина…» (Ин. 14:6). Аналогично и Святой Дух назван «Духом истины» (см.: Ин. 15:26). Ни в ком из них нет лжи.
И снова мы видим, что хотя человеческие существа могут отличаться друг от друга своей индивидуальностью и характером, между Отцом, Сыном и Святым Духом таких различий нет. Они есть истина. 3. Первое послание Иоанна (4:: «Бог есть любовь». Новый Завет часто свидетельствует о любви Отца (см.: Ин. 16:27), но идет дальше и говорит, что любовь Божья открылась в том, что Он послал Своего Сына искупить наши грехи (см.: Рим. 5:8; 1 Ин. 4:10). Также он утверждает, что Божья любовь «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).
Снова мы видим абсолютное единство сущности и цели трех личностей Троицы. То же самое можно сказать и о благодати Божьей. Как Отец является источником всякой жизни, так и Сын назвал Себя «жизнью» (см.: Ин. 11:25), а Петр назвал Его «Начальником жизни» (см.: Деян. 3:15). Также и Дух Святой есть Тот, через Кого Бог даст вечную жизнь нашим смертным телам (см.: Рим. 8:11). Во всех этих текстах мы видим божественное три-единство, а не три независимых индивидуальности. Наша доктрина всего лишь держится определения Божьего единства. Без него исчезает основное свойство триединства. Вы просто не сможете утвердить эту концепцию вне единства Божьей сущности. Как говорил Иисус, «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). В это абсолютное единство входит и Дух Святой.
Отношение мусульман к доктрине о триединстве в первые века ислама Очень интересно посмотреть, как в древности мусульмане реагировали на доктрину о триединстве. Самым значительным и исчерпывающим трудом на эту тему был трактат Абу Исы ал-Варрака, написанный в IX столетии и названный Ар-Радд ала ал-Taхлис («Опровержение триединства»).
Абу Иса полемизировал с христианскими теологами тех дней. Они объясняли триединство Бога очень формально и все внимание фокусировали на Сыне как Слове и на Святом Духе как жизни, в то время как Иисус Христос, мы знаем, часто Сам называл Себя жизнью. Как современные христиане, пытаясь объяснить доктрину о триединстве, часто прибегают к примерам (таким как скорлупа, белок и желток в составе одного яйца), так и христиане тех дней использовали, по-моему, неадекватный (и часто вводящий в заблуждение) метод. Они старались с позиций разума доказать, что три отдельные ипостаси могут быть одним существом.
Абу Иса ал-Варрак отвечал в том же духе. Он следовал принципу, впервые сформулированному мусульманским ученым ал-Кинди, а именно, что Бог — это существо, Которое никоим образом не делится и не множится по сути Своей. В то время как большинство мусульманских писателей критиковали христианскую доктрину обычно с точки зрения Корана (то есть Аллах не мог иметь Сына и сотоварищей, а Иисус был всего лишь посланником), Абу Иса отнесся к доктрине о триединстве непредвзято. Он считал, что хорошо изучил ее.
Он доказывал, что если ипостаси — это субстанция, а субстанция одна и единообразна, в то время как ипостасей три, значит христиане различное сделали неразличным. Опять же, доказывал он, если субстанция идентична ипостасям, то одно должно быть другим. Три не может быть одним, и одно не может быть тремя. Если они различны, значит субстанция — это четвертое.
Абу Иса строил свою аргументацию на основе популярных рационалистических теорий тех дней, одна из которых заключалась в следующем: человеческий разум — единственный критерий суждения, и пророки должны говорить, сообразуясь со своим разумом. Вы видите, что происходит, когда кто-то пытается доказать триединство Бога с помощью теоретических рассуждений, исходя при этом из принципа конечности.
Необходимо обратить ваше внимание на очень важный совет —
прибегайте к Библии, а не к теориям, разуму или иллюстрациям. Наш ответ мусульманам таков:
наша доктрина — это продукт божественного откровения, о ней нельзя судить ограниченным человеческим умом. Мы отзываемся на то, что Бог Сам открыл о Себе, потому что, как говорил Карл Пфандер, человеческий разум не способен охватить вечное. Его тусклый факел должен уступить дорогу сиянию Истины.
Вывод: догмат Триединства не противоречит библейскому монотеизму, но раскрывает его.