2. Философские школы.В эллинистический и римский периоды получили развитие многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии.
Самые известные школы эллинистической философии:а) Киники Кинизм был основан Антисфеном.
Антисфе́н (др.-греч. Άντισθένης; 444/435 до н. э., Афины — 370/360 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.***учение***Основой счастья считали полное пренебрежение к общепринятой морали, нравственности, законам, а также отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности.
жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее.
Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком.
Киники в вопросе свободы превзошли всех своих великих предшественников. В ее утверждении они не знали меры. Свобода человека, по их мнению, не должна ограничиваться ни государством, ни браком, ни даже рамками приличия
Считается, что образ жизни К. оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество)
Современные движения: хиппи,а также цинизм основан на идеях кинизма.
Современный хиппиИзвестен ученик Антисфена - Диоген (IV в. до Р.Х.) Несмотря на знатное происхождение, он жил подаянием и домом ему служила бочка. Диоген сам себя сравнивал с собакой (kuon)
Диоген жил в бочке. * Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
** Александр Македонский захотел познакомиться с прославленным философом. Плутарх рассказывает, что Александр решил навестить его. Он нашёл Диогена, когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.
***Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
б) Эпикуреизм (IV-III вв. до Р.Х.) ***зарождение***Эпикур родился в 341 г до н.э в Греции, на острове Самос ( остров в Греции, в Эгейском море).
Он основывает свою школу в 310 г. до н. э.
В 306 г. до н. э., прибыл в Афины с Самоса и основал школу, известную под названием «Сад Эпикура», не уступавшую Академии Платона.
Эпикур. В школу принимались женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».
Философ прожил 70 лет и скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.
*** учение***учение Эпикура имело практическую цель — указать людям путь к счастью. И это заключалось в том, чтобы избавить человека от страха и сосредоточить внимание на жизненных удовольствия. То есть это не значит что Эпикур учил распущенности и вседозволенности. Но он показывал на удовольствие которые люди получают от вещей которые находятся в рамках нравственности. От остальных вульгарных удовольствий он советовал воздерживаться
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания; ( то есть веди здравый образ жизни )
невозмутимость души (атараксия); ( ничто тебе не должно возмущать в этой жизни)
дружба. ( общение с единомышленниками)
Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
Эпикурейцы отрицали не только вмешательство богов в земные дела, но даже и страх перед ними. Считали, что человек обладает полной свободой воли.
в) Стоицизм ***зарождение***основатель - Зеноном (IV-III вв. до Р.Х.)
Зено́́н Кити́йский Родился ок. 336 г. до н.э в греко-финикийском городе Китие (Китионе) на Кипре; занимался морской торговлей;
Около 300 г до н.э Зенон собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались, по его имени, зенонеями, а потом, по месту преподавания (др.-греч. Ποικίλη στοά — расписной портик) — стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особое уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, он после смерти удостоился почётного погребения в Керамике.
Живя крайне просто, без семьи и рабов. Он прожил в Афинах около шестидесяти лет и достиг глубокой старости; год его смерти (как и рождения) в точности неизвестен (по предположению Целлера он умер в 270 до н. э., по Дройзену — в 267 до н. э.). Причем передают, что он умер, специально задержав дыхание, то есть, покончив жизнь самоубийством (этика стоиков это признавала нормальным в случае целесообразности).
***учение***Целью человеч. существования считалось счастье, а его могли обеспечить только праведные поступки. К праведным действиям С. относили прежде всего проявление справедливости, благоразумия, мужества, исполнение долга по отношению к другим людям, власть рассудка над чувствами и влечениями.
Посредством добродетели человек делается свободным и счастливым. Истинное счастье в свободе от страстей. Мудрый человек обладает 4 добродетелями: рассудительностью, мужеством, воздержанием и справедливостью.
Стоики считали всю вселенную в целом живым существом, тело которого — материя, и душа которого — Бог. Бог, или мировая душа, есть блаженное, святое и совершенное Существо, человеколюбивое и благодетельное, попечитель и отец всего, наказывающий нечестивых и награждающий добрых.
Он создал мир, прекрасный и совершенный, как и Он сам; зло существует только для того, чтобы яснее обнаруживалось добро.
Так как все предопределено заранее, случайность в. судьбе невозможна, нужно быть открытым жизни, ничего не отвергать, но всё мужественно принимать. Разорвать судьбу можно было через самоубийство.
Однажды Зенон, по сообщению Диогена Лаэртского, порол своего раба за кражу. Раб отличался философским складом ума и, ссылаясь на учение хозяина, сказал в свое оправдание: "Мне суждено было украсть!" На что Зенон назидательно ответил: "И суждено было быть битым".
Вывод: Мы видим, что человечество уже достигло определенного философского развития, при котором многие люди искали смысла жизни, искали истинных ценностей жизни, искали истины. Поэтому стали образовываться разные философские школы. Люди были уже готовы осмыслить и воспринять истину которую Бог явил всему человечеству во Христе Иисусе. И в этом мы видим также руку Божию, Его предвиденье Божие, Его план по спасению человечества.