12а-б. Бога действительно нельзя искусить, Иисус же был искушаем (Иак. 1:13, Евр. 2:
. Верно и то, что Бог всеведущ, однако знания Иисуса были ограничены, пока Он жил на земле. Можно привести множество других противопоставлений: Бог не может изменяться, а Иисус становился старше; Бог не дремлет, а Иисус спал; Бог всемогущ, а Иисус ничего не мог творить Сам от Себя (Ин. 5:19).
Решение такого рода проблем очень просто, и его можно найти в Фил. 2:6-7. Там сказано, что “Он [Иисус] будучи (греч. “хупархон” — “будучи и по сути оставаясь”) образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек”.
Уильям Баркли объясняет это так: “Он разделял само существо Бога, но не считал Свое равенство Богу чем-то, что Он должен присвоить”.
Другими словами, Иисус, по Своей природе и существу, всегда был Богом. Во время воплощения Он “стал плотию” (Ин. 1:14) и принял еще одну, человеческую природу. Таким образом, как человек, Он мог сталкиваться с искушениями, становиться старше и обладать прочими ограничениями. Хотя до Своего воплощения Иисус был по природе равен Отцу, Он отказался от права использовать Свои божественные силы (всемогущество, всеведение и т.п.), чтобы Он, как человек, мог стать нашим совершенным Представителем и по праву занять наше место.
С Его стороны это было добровольным самоограничением. Хоть это и не совсем точная аналогия, но все же представьте, что происходит, когда чемпион мира по шахматам садится играть со своей десятилетней дочерью. Он ограничивает свои возможности, убрав с доски несколько своих фигур или не используя в полную силу свои возможности, чтобы играть с ней “на одном уровне”. Однако все мы знаем, что при этом он по-прежнему остается чемпионом мира. Иисус сделал то же самое. Он “опустился до нашего уровня” и не использовал свои божественные знания, власть и привилегии, которые от начала разделял с Отцом.
13. Свидетели Иеговы считают, что, будь Иисус Богом, Его жертва была слишком большой — достаточно было бы совершенной человеческой жизни (1Кор. 15:22, 45). Ответ на это возражение очень прост. Иисус был полностью Богом, но, в тоже самое время, Он был и совершенным человеком. Иисус пролил за нас Свою кровь, но не расстался со Своей божественностью.
Иисус поистине был человеком: “А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Посему Он должен был во всем уподобиться братиям...” (Евр. 2:13, 17). Однако Его божественность сосуществовала с человеческой природой. Иисус выполнил все, что требовалось от последнего Адама, но в то же время оставался Богом.
14. 1 Тимофею 2:5: “Ибо един Бог, един и посредник ... Человек Христос Иисус”. Свидетели Иеговы доказывают, что Иисус не мог быть одновременно и Богом, и посредником, действующим от лица Бога. Данная точка зрения предполагает, что слово “Бог” всегда означает Бога-Отца, и что сторонники учения о Троице не отличают Иисуса от Отца. Но это не так, Иисус — не Отец! Иисус — наш ходатай пред Отцом (1Ин. 2:1), и, вместе с тем, Бог-Сын.
В этом отрывке слова “един Бог” относятся к Триединому Богу, т.е. к Отцу, Сыну и Святому Духу. Да, здесь Иисус особо назван “Человеком Христом Иисусом”, но заметьте, что Он имеет право быть посредником между Богом и человеком именно потому, что обладает одновременно и божественной и человеческой природой.
15. Иоанна 17:3. Сторожевая Башня пытается доказать, что здесь Иисус назвал Отца “единым истинным Богом”, исключив, таким образом, Себя. У этого возражения, как и у многих других аргументов Свидетелей Иеговы, есть несколько слабых мест. Давайте рассмотрим некоторые из них.
(1) Если верно, что Отец — Бог Всемогущий, тогда как Иисус — Бог крепкий (как утверждают Свидетели Иеговы), то каким образом Отец может быть единственным истинным Богом? Создается впечатление, что у Свидетелей Иеговы есть два Бога, большой и маленький, которые одинаково реальны и истинны. А может быть, Иисус — ложный Бог?
(2) Термин “единый Бог”, употребленный в Иоанна 17:3, с точки зрения как грамматики, так и контекста, используется не для того, чтобы противопоставить Отца Сыну, а для того, чтобы противопоставить природу единого истинного Бога природе ложных богов (см. также. 1Кор. 8:4-6). Истинный Бог, по Своей природе, есть Дух (Иоанна 4:24), а Иисус есть одновременно и дух (т.е. Слово) и плоть — Он обладает одновременно и человеческой и божественной природой. Мы не утверждаем, что человеческая природа Иисуса была Богом, но в Личности Иисуса Христа “обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2:9).
(3) Подобная же грамматическая конструкция использована в 1Кор. 8:6: “Но у нас один Бог Отец... и один Господь Иисус Христос...” Это явно не означает, что Отец — не Господь, но это в равной мере не означает и того, что Иисус — не Бог. Если уж на то пошло, то во многих местах Писания Отца называют Господом, а Иисуса — Богом.
(4) Более того, в 4-м стихе Послания Иуды Иисус назван “единым Владыкой и Господом нашим”. И хотя здесь используется слово “единый” (т.е. единственный), Иуда явно не имел в виду, что Отец не является нашим Владыкой и Господом.
16. Иоанна 20:17, Марка 15:34. Почему Иисус обращается к Отцу, как к “Своему Богу”? Эту фразу можно объяснить по-разному, но лично я предпочитаю следующее объяснение.
Поскольку Иисус пришел на землю в образе человека, а одной из неизбежных для человека обязанностей является поклонение Богу, то Иисус совершенно справедливо называл Отца “Своим Богом”, когда обращался к Нему в молитве. Как Человек, Еврей и Первосвященник (“во всем уподобившись братиям” — Евр. 2:17), Иисус мог обращаться к Отцу словами “мой Бог”. Однако Иисус не обращался так к Отцу до тех пор, пока не “уничижил Себя Самого” и не стал человеком (Фил. 2:6-8). Из мессианского пророчества в Псалме 21:11, становится ясно, что Отец стал “Богом” Иисуса, когда Иисус покинул небеса и вошел во чрево девы Марии.
“На Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей Ты — Бог мой”.
И хотя Иисус был Богом от вечности (Мал. 5:2, Иоан. 1:1, Евр. 1:10, 7:3, 13:8, Откр. 1:17, 2:8, 22:12-13), Отец нигде не называется “Богом” Иисуса, за исключением тех пророческих стихов, в которых говорится о Христе, как о Человеке и нашем Первосвященнике (Откр. 3:12).
Нужно помнить и о том, что даже Отец называл Иисуса “Богом”, и что ветхозаветные стихи об Иегове относятся также и к Иисусу Христу. Прочитайте 8-й стих 1-й главы Послания к евреям, который представляет собой прямую цитату из Псалма 44:6-7, где Отец обращается к Иисусу как к Богу:
“А о Сыне: “престол Твой, Боже: в век века, жезл царствия Твоего — жезл правоты”.
Таким образом, называя Отца “Богом”, Иисус ни в коем случае не отрицал Своей божественности — равно как и Отец, называя Иисуса Богом, явно не отрицал Своего Божества!
17а-г. Это группа доводов касается власти, прав и положения Христа. Все они подчиняются одному и тому же общему библейскому принципу, поэтому к ним можно применить один и тот же подход.
а. Матфея 20:23: “... но дать сесть у меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит”. Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус не обладает той же властью, что и Отец, поэтому Он не может быть Богом.
Свидетели Иеговы путают вопрос полномочий с вопросом природы. Два офицера в армии могут обладать разной властью (у них могут быть разные должности и привилегии), но у них одна и та же природа — они люди. К тому же в Фил. 2:6-8 сказано, что Иисус от начала был по природе Богом, однако смирил и уничижил Себя, заняв более низкое положение, чтобы стать нашим Посредником, Выкупом и Спасителем. Он отставил Свою прежнюю власть и славу (Ин. 17:5), и занял низшее положение, во всем подчинившись Отцу.
б. Иоанна 14:28: “... Отец мой более Меня”. Свидетелей Иеговы интересует, как Иисус может быть равен Отцу, если Отец более Его?
Здесь следует отметить два обстоятельства. Во-первых, Свидетели Иеговы неправильно понимают смысл термина “равный”. Говоря, что Иисус равен Богу, мы подразумеваем, что Он равен Отцу по Своей сущности, природе и образу, и не имеем в виду, что Его полномочия абсолютно идентичны полномочиям Отца.
Как мы уже говорили, два офицера в армии могут иметь различные функции, обладая одной и той же природой. Когда основатели США писали о том, что “все люди равны от рождения”, все понимали, что речь идет о равенстве всех людей перед законом (все имеют равные права на справедливость и равные права человека), а не об отсутствии различий в должностях и призваниях людей.
Во-вторых, стоит отметить, что слово “более” (на греческом meison) употреблялось для сравнения положения, занимаемого людьми. Среди двух равных один может быть более другого. Эта конструкция принципиально отличается от слова “лучше” (Гр. kreitton), которое используется в Евр. 1:4. В Послании к Евреям сказано, что Иисус “превосходнее ангелов”, а не просто более ангелов. Другими словами, Иисус не просто занимал более высокое положение, чем ангелы, но обладал иными качествами и иной природой. Он отличался от ангелов не положением, а Своей природой.
Покойный Уолтер Мартин часто приводил следующий пример. Можно сказать, что президент Соединенных Штатов занимает “более высокое положение”, чем остальные американцы, благодаря полномочиям, обязанностям и власти, которыми он обладает как президент. Но это еще не означает, что он лучше остальных своих сограждан по природе или характеру.
в. 1Коринфянам 11:3: “...Христу глава — Бог”. Свидетели Иеговы интересуются, как Христос может быть Богом, если Бог является главой Христа?
Обратите внимание: в том же самом стихе сказано, что “жене глава — муж”, однако и мужчина, и женщина обладают одной и той же природой — человеческой. Возможно, им отведена различная роль в обществе, они имеют разные полномочия, но они равны по природе. Подобным же образом Отец является главой Христа, но разделяет с Ним одну и ту же природу — божественную!
г. 1Коринфянам 15:28: “...Сам Сын покорится Покорившему все Ему...” Свидетели Иеговы интересуются, как Иисус может покориться Богу, если Он Сам — Бог?
Иисус может “подчиняться” Богу Отцу так же, как в детстве Он подчинялся Своим земным родителям. Посмотрите: Лк. 2:51, где употребляется то же самое слово “покорится” (Гр. hupotas-so), что и в 1-м Кор. 15:28. Если повиновение земным родителям не лишает Иисуса человеческой природы, то почему Его повиновение Отцу должно лишать Его божественности?
18. Матфея 12:31-32. Хула на самого Иисуса простится, “если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем”. Свидетелей Иеговы интересует, почему, если Иисус и Святой Дух равны, хула на Иисуса может быть прощена, а хула на Святого Духа — нет?
Задумавшись об этом на минуту, вы поймете, что если этим вопросом ставится под сомнение божественность Христа, то им же ставится под сомнение и божественность Бога-Отца. Свидетель Иеговы полагает, что раз человеку простится хула на Иисуса, но не на Святого Духа (котoрый, как они считают, прежде всего представляет Отца), это свидетельствует о том, что Иисус не может быть Богом.
Однако в этом стихе сказано, что может быть прощен “всякий грех и хула”, и, как известно, богохульствуя, люди обычно проклинают Самого Бога (Иегову, для Свидетелей). Поскольку “хула на Святого Духа” в этом стихе противопоставляется любому другому роду хулы (включая и хулу на Бога-Отца), то, следуя логике Сторожевой Башни, это доказывает, что Бог-Отец меньше Святого Духа, и Иегова — не Бог. Таким образом, логика Свидетелей оборачивается против них самих.
Теперь дадим на вопрос Свидетелей прямой ответ. Иисус и Святой Дух равны по природе, однако они различны в своих проявлениях и в том, как к ним следует относиться. Тот факт, что Отец, Сын и Святой Дух играют разную роль в спасении верующего, еще не является основанием для отрицания божественности Иисуса Христа.
Работа Святого Духа зачастую незаметна, и многие не придают ей должного значения. Святой Дух обличает нас во грехе (Ин. 16:8-9). Он же возрождает нас (Титу 3:5) и крестит нас в тело Христово (1-е Кор. 12:13). Он не говорит Сам от Себя, не привлекает внимание к Себе (Ин. 16:13). Но без обличения Святого Духа, без возрождения к христианской жизни мы не можем спастись. Если наказание за хулу на Святого Духа серьезнее, чем за хулу на Отца, Иисуса Христа или кого бы то ни было еще — такова воля Божья. Это никоим образом не свидетельствует о неполноценности божественной природы Иисуса Христа по сравнению с Отцом.
19. Свидетели Иеговы спрашивают, как Святой Дух может быть “Личностью” и одновременно наполнять людей, крестить и помазывать их? Для описания этих действий Святого Духа используются безличные глаголы, поэтому Святой Дух не является личностью.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого аргумента, необходимо, как мне кажется, взглянуть на подход, который использует Сторожевая Башня, когда речь заходит о Святом Духе. Стихи, в которых о Святом Духе говорится при помощи безличных глаголов (“излился”, “как ветер”, “снизошел”), они понимают буквально, несмотря на явную образность этих фраз. С другой стороны, все стихи, в которых о Святом Духе говорится, как о личности, Свидетели произвольно трактуют как “фигуры речи”.
Если применить подобную логику к другим местам Писания, мы можем столкнуться с серьезными проблемами. Так, например, образный язык используется и в отношении Иисуса Христа:
Гал. 3:27, Рим. 6:3: “крестившиеся во Христа”;
Рим 13:14: “Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа”.
Если эти стихи воспринимать буквально, а другие, в которых говорится о личности Иисуса, относить за счет художественных оборотов речи, можно опровергнуть даже то, что Иисус Христос является личностью!
Вернемся к вопросу о том, почему в отношении Святого Духа иногда используются безличные глаголы. Это происходит потому, что иногда в предложении говорится не столько о личности Святого Духа, сколько о Его работе или о субъективном восприятии Его человеком (например, “исполнился”).
С другой стороны, Писание во многих местах говорит о том, что Святой Дух — Личность, также ясно, как и о том, что Отец и Сын являются Личностями. К сожалению, рамки этой статьи позволяют мне привести лишь краткий набросок того, что в Библии говорится о Святом Духе. Святой Дух:
• знает будущее (Ин. 14:13);
• Его называют Богом, и Ему можно солгать (Деян. 5:3-4);
• говорил и пророчествовал Варнаве и Савлу (Деян. 13:2);
• посылает людей на служение (Деян. 13:2);
• Его можно оскорбить (Еф. 4:30);
• Его возможно похулить (Мк. 3:29);
• знает Божье (1 Кор. 2:11).
Есть действия, которые может совершать только одушевленное существо, обладающее разумом и волей. Более того, описание поступков, качеств и слов Святого Духа как Личности присутствует в исторических и доктринальных частях Писания, а не в поэтических книгах (Псалмах или Притчах), где поэтическим языком могли бы описывать неодушевленные вещи. Итак, для веры в то, что Святой Дух является Личностью, есть достаточно оснований.
20. В ответ на вопрос о том, почему Стефан не увидел Святого Духа, можно заметить, что в самом этом вопросе уже подразумевается, что у Святого Духа есть тело, которое можно увидеть — что, однако, не соответствует действительности. Иисус говорил, что “дух плоти и костей не имеет” (Лк. 24:39). Поскольку Святой Дух является “Духом”, то на небе невозможно “увидеть” тело из плоти и костей.
21. И наконец, Свидетели Иеговы уверяют, что к Святому Духу никогда не обращаются по имени.Иегова — достаточно ли этого имени для личности? Во 2Кор. 3:17 в “Переводе Нового Мира”, сделанном самими Свидетелями Иеговы, Дух назван именем Иеговы. Дословно там сказано следующее: “Иегова есть Дух”. (Другие переводы используют вместо имени слово “Господь”).
И наконец, в Деян. 28:25-28 апостол Павел цитирует слова Святого Духа (сказанные устами Исаии). Однако сверившись с первоисточником, Исаией 6:9, мы увидим, что эти слова были сказаны “голосом Иеговы”! Из Писания следует, что имя Иегова в равной степени принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу.
В итоге, вам должно быть очевидно, что Иисус, Святой Дух и евангелие Сторожевой Башни не являются Иисусом, Святым Духом и Евангелием Библии. Общество Сторожевой Башни проповедует “иного Иисуса”, “иного Духа” и “иное евангелие”, которые в корне отличаются от Благой Вести, данной Церкви апостолами и руководимыми Духом авторами Нового Завета (2Кор. 11:3-4). Задача христианских апологетов и евангелистов состоит сегодня в том, чтобы научиться видеть эти различия и на основании Библии доказывать неверность аргументов, отрицающих божественность Иисуса Христа.